Сибирские огни № 05 - 1971
жизни, мы читаем еще одну, завершающую строфу, которая, к сожалению, снова отбра сывает нас к мелководью псевдороманти- ческих мелодраматических восклицаний: Как Д анте, я спускаюсь к центру Ада. Д уш а страны объята мертвой тьмой. Безж алостное сердце радо! Безж алостное сердце — спутник мой. Эти стихи, по существу, являются как бы мгновенным снимком, зафиксировавшим противоречивые тенденции в произведе ниях того периода, когда в поззию Итина врывалась романтика революционной борь бы, но романтические каноны прошлого еще удерживали какие-то позиции. Борение романтики жизни с романтикой книжного происхождения сказывается во многих стихах. Бесспорно, что Итин искренне и безраз дельно посвятил свою жизнь делу утверж дения победы революции, сердцем и разумом видя высшую цель в деятельности на благо народа. Но литературные штампы прошлого еще сохраняли власть над поэтом довольно долго, пока они не были вытеснены в его стихах подлинной романтикой борьбы. Литература начала 20-х годов оставила нам немало свидетельств «психических перегрузок» —работники карательных ор ганов, возглавившие ответственнейшие уча стки борьбы С контрреволюцией и спекуля цией, должны были во имя будущего быть суровыми. Вивиан Итин был одним из немногих, кто имел право писать об этом от первого лица. Его собственное признание-—«я под писывал смертные приговоры в коллегии губчека и выручал спешно приговоренных к смерти, председательствовал в «Реквизицион ной комиссии» и вводил революционную за конность» —дает представление о том, что испытывал гуманист, интеллигент, постав ленный перед необходимостью решать судь бы людей. Убийцы могут быть святыми. К ак звери, ж аж дущ ие ж ить... И что-то плачет вместе с ними —* Кого я требовал убить. («В трибунале»)' В этих строчках —отражение раздумий поэта, известной его раздвоенности. Такие стихи —не только явление поэзии, но и документ времени. Нельзя не увидеть в стихотворении и отпечатка того несколько абстрактного гу манизма всепрощения, от которого позже Итин сумел освободиться. И тогда в его стихах зазвучали иные слова —полные энергии, полные веры в правоту дела, по рученного ему именем народа, волей пар тии. Но прежде, чем проследить, как Вивиан Итин перешагнул в следующий этап своего творчества, обратимся к его ранней прозе. Рассказ «Открытие Риэля», написанный в 1917 году, сыграл немалую роль в жизни автора, положив начало его встречам с A. М. Горьким, а впоследствии, в 1922 году, составил первую книжку Итина. «Рассказ, направленный против войны», должен был способствовать тому, «чтобы армии бросили оружие»,—признавался B. Итин («ЛИС», с. 85). «Пришла Февральская революция,— вспоминает писатель.—Война продолжа лась. Мой любимый товарищ, Лариса Рей- снер, писавшая рецензии в «Летописи», от несла «Открытие Риэля» Максиму Горько му. Скоро она принесла неожиданную весть: «Рассказ принят, но Горький хочет видеть автора». Состоялась короткая встреча Итина с Горьким, одобрившим произведение, но оно так и не появилось в печати. Молодой литератор доработал рассказ («Я выкинул благородного пастора и бло ковскую девушку» —«ЛНС», с. 87) и опу бликовал повесть отдельной книгой под названием «Страна Гонгури». На обложке стояла надпись: «Государственное изда тельство». Это было совершенно незакон ное и самозванное издание; но в данном слу чае я действовал по линии «охраны памят ников искусства и старины». Расходы мне удалось вернуть. Канские крестьяне покупали книжку: бу мага была подходящая для курева, а цена всего 20 000 рублей за штуку («ЛИС», с. 87) В 1927 году, прочитав книгу Итина «Вы сокий путь», в которую был включен и рас сказ «Открытие Риэля», М. Горький при слал Итину письмо. «Открытие Риэля»,—писал, в частности, Горький,—было издано под титулом «Стра на Гонгури» в Канске, в 22 году. Об этом Вам следовало упомянуть. Сделанные Ва ми исправления не очень украсили эту вещь. Однако мне кажется, что Вы, пожалуй, мог ли бы хорошо писать «фантастические» рас сказы. Наша фантастическая действитель ность этого и требует» («ЛИС» с. 36). Сюжет рассказа «Открытие Риэля» сле дует напомнить —он не переиздавался с 1927 года. В камере колчаковской тюрьмы двое ждут смертной казни: юноша Гелий и ста рик-врач Митчел. Гелий вспоминает видения, прежде посе щавшие его, имя прекрасной женщины — Гонгури, ее страну —Страну Гонгури. И тогда Митчел предлагает юноше погру зить его в краткий гипноз; за несколько ми нут этого гипноза Гелий сможет вернуться в страну Гонгури и прожить в ней много лет. Под грубые крики колчаковских солдат- часовых, пренебрегая угрозой жестокой ра справы («Я хочу плюнуть в глаза смерти»,— / говорит Гелий), узники решают провести необычный эксперимент. •Митчел погружает юношу в сон. После пробуждения Гелий рассказывает о своей жизни в Стране Гон гури, где он носил имя Риэль. В удивительном мире, который он видел воочию, который «мы все время видим и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2