Сибирские огни № 05 - 1971
мира —«где ложь, где правда —не пой мешь», та же поэтизация страданий и обре ченности—«Ведь хорошо узнать, наверно, Что никакой надежды нет» — свойственны стихотворению «Дух —словно океан огром ный...» Поэт готов поставить знак равенства между жизнью и смертью: Лх, все равно нам — быть или не быть: И жизнь, и сон затем, чтобы забы ть В их сменах, утомительно бесцельных. О траву дум спокойных и смертельных! («Бесцельность») Подражательность сказывается и в сти хах Итина о судьбе поэта, обреченного жить среди простых смертных: Мне это необходимо, я знаю. Ц еловать чьи-то чужие губы. Пока рассвет холодный и грубый Не рассеял туманные тайны. Если можешь — прости за это. Я болею твоей же болью... Но сердце,— сердце поэта Все равно не изменишь любовью. t . Это восьмистрочное стихотворение, це ликом здесь приведенное, очень напоминает аналогичные по темам стихи символистов не только своими мотивами, но и фразеологией, интонацией «Роковая судьба поэта», обре ченного в этом мире выполнять чью-то выс шую волю («Мне это необходимо, я знаю...»), неподвластность его общечеловеческим уста новлениям, «демоничность» («сердце поэта все равно не изменишь любовью»),— все это подтверждает «вторичиость» подобных сти хов Итина, заставляет отнести их к лите ратурным реминисценциям. Если учесть хронологию этих и подобных им стихотворений, станет ясно, что здесь мы имеем дело с поздними откликами на моти вы, особенно популярные у символистов. Но постепенно в строках Итина начи нают преобладать другие краски. Поначалу они, эти краски, «уживаются» с палитрой от тенков, характерных для его юношеских опытов. В стихотворении «Синий жемчуг» первая часть построена на мифе о полете Дедала, который ...отдался туманным наркозам О ж емчуж инах в море небес. И с гех пор есть одно постоянство В каж дой грезе, что к солнцу влечет — Л едяны е пустые пространства, Где в блаж енстве сгорает пилот. В первой части легко заметить не только «дворцы из коралла, что пурпурный прино сит атолл», не только «алмазы из Индии знойной, голубые, как детские сны», «жем чуга, что бледнее луны, и рубины, как сон беспокойный». Здесь —и «сгорающий в бла женстве пилот», т. е. та же поэтизация смерти-избавительницы, что и в ранних сти хах Итина. Но во второй части стихотворе ния поэт ведет рассказ от первого лица: Я лечу в лучезарные сферы, Увлеченный мечтою своей. Бездны неба прозрачны и ярки, Синева, словно сон, глубока, И везде — триумфальные арки Вознесли надо мной облака. И, как сои из туманной поэмы. Н апевает восторженно винт, Что увидевший неба эдемы Не вернется в родной лабиринт. О становится сердце пилота. Остановится легкий мотор, Но душ а не изменит полета, В неземной поднимаясь простор. Как видим, абстрактным «туманным нар козам» противостоят вполне конкретные винт и мотор; правда, во второй части сти хотворения реалистическое изображение по лета неожиданно сменяется «полетом ду ши» —после того, как «остановится сердце пилота». И вс.е-таки контраст между мифи ческим полетом Дедала и до предела реаль ным полетом человека на самолете (тогда бы сказали —«на аэроплане») говорит о за- 1 мысле поэта: подчеркнуть величие человека, его возможности, его силу, а не слабость пе ред лицом обстоятельств. Кстати, в «Синем жемчуге» впервые намечена тема, которая потом станет одной из главных в творчест ве Вивиана Итина —тема покорения воз душной стихии. Гораздо последовательнее поэт в стихот ворении «Знак бесконечности»: Н ад ровным полем летчик, новый сын Д едала, Чертил волшебные восьмерки в облаках, И, вдруг, упал... Затих мотор; лишь кровь стучала. Живым огнем вздувая жилы на висках. А в поле мертвом, молчаливом, как провал. О сталась сломанных частей немая горка. И почему-то в памяти моей вставал Знак бесконечности — упавш ая восьмерка. Цитируя по памяти (не совсем точно) эти строки, Леонид Мартынов вспоминает: «Читал мне эти стихи лет сорок назад ав тор этого жизнеутверждающего реквие ма —Вивиан Итин. Но отчетливо помнится мне этот возникший из обломков «знак бес конечности —упавшая восьмерка» («День поэзии», МЛ, 1963). Многим стихам Итина присуща условно романтическая окраска. Поэт не стремит ся реалистически обрисовать образ героя, о мотивах подвига читатель узнает очень ма ло, в самых общих чертах; предполагается, что сама недосказанность способствует ро мантизации... В свете этого наблюдения (у нас еще будет возможность убедиться в его приме нимости даже к более поздним стихам Ити на) особенно примечательным кажется сти хотворение «Кино», покоряющее своим су ровым реализмом, глубоким проникновением поэта в жизнь, умением сорвать покровы «благоприличия» и обнажить суть. П лакаты в окнах в силе неизменном: «Больш ая драма!» — «В вихре преступлений!» Порочных губ и глаз густые тени К ак раз по вкусу дж ентльменам... А на экране сыщики и воры: И ж адны разгоревш иеся взоры. Конечно, центр — сундук миллионера И после — трюки бешеной погони; Л етят моторы, поезда и кони
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2