Сибирские огни № 05 - 1971
его препараты улучшают свертываемость крови». А кто не знает, что задолго до откры тия витаминов «А» и «Д» и вообще ка ких бы то ни было витаминов безвестные авторы рукописных лечебников Московской Руси указывали: «печень осетрова очи уздравляет», а «печень сомовья светлость очам дает и затемнение очное отгонит». Печенью коз лечили так называемую «ку риную слепоту» арабские лекари X века, а еще раньше жрецы Египта. В пору, когда и в помине не было сведения о дубильных веществах—танинах, с помощью которых сегодня лечат обожженных, китайцы и ин дийцы прикладывали к обожженному ме сту богатый танинами холодный чай. Как же сложились у наших предков критерии для оценки того, что является или не является лекарством? Где-то на заре человеческого сознания возникла мысль, что излечивать может только предмет, сопричастный больному организму или близкий к причине, вызвав шей болезнь. Иными словами, «верное» лекарство своим цветом, формой, проис хождением должно само сигнализировать о себе. Надо только внимательно пригля деться к окружающим растениям, живот ным и минералам — и всегда найдется нечто «родственное», а следовательно, и це лительное для данной болезни. Если, например, предстоит лечить человека, уку шенного змеей, то следует запастись го ловой убитой змеи. Годится также змеи ный выползок (кожа), а также изображе ние змеи на металле или на дереве. Вслед за соответствующими заклинаниями («змея, вынь свое жало...») яд, по мысли врачевателя, уходит из пораженного тела в предмет, которым лечат. Со временем змея-исцелительница была заменена мине ралами, имеющими змеиный цвет, змеевид ными стеблями, листьями растений, имею щими форму змеиной головы. Родилась вера во всякого рода амулеты (на Ру с и—наузы), предохраняющие от болезни, порчи, опасности. В Переяславском музее я видел круглый, похожий на человеческую голову камень весом в 6—7 килограммов, с дыркой посредине, который когда-то кре стьяне таскали на шее в надежде изба виться от головной боли. У многих народов в ходу были красные лекарства. Их отождествляли с кровью. В Германии и Франции красным соком ма рены вызывали задержавшиеся месячные, древнерусские знахари соком красной свеклы пытались останавливать кровотече ния. У желтых лекарств люди прошлого находили «сродство» с желтухой и золоту хой. Против этих болезней считались не отразимыми желтый сок чистотела, отва ры одуванчика, желтки куриных яиц. Су ществовали и черные лекарства. В Егип те, например, считалось, что седину можно предотвратить с помощью жира черных змей, крови черных быков и яиц вороны. Лекарства «сообщали» о себе и соот ветственной формой Против почечных бо лезней благодетельными считались листья, имеющие форму почки, листва сердце видной формы шла на сердечные лекарст ва. Эта народная теория в шестнадцатом веке получила поддержку у видных евро пейских медиков. Под именем учения о сигнатуре, о знаках природы она просуще ствовала в медицине почти полтораста лет. Разумеется, с тех пор, как из растений удалось выделить химические вещества, непосредственно действующие на сердеч ную мышцу —гликозиды, никто не ищет лечебное начало, направленное против болезней сердца в траве с листьями «сер дечной» формы или алого цвета. Сердеч ные гликозиды одного строения и одинако вого действия найдены и в майском лан дыше с его белыми колокольчиками, и в горицвете весеннем, цветущем большими желтыми цветами, и в наперстянке с цве тами пурпурного цвета. Однако, исправив древнюю ошибку, наука приняла из рук народных немало и великолепных откры тий. Поучительна история некоторых из них. В 1860 году в «Московской медицин ской газете» появился подписанный докто ром Степаном Носом «фельетон о народ ной медицине южнороссов и о народном употреблении горицвета против серозных скоплений в брюхе (водянки)», в котором рассказывалось, как деревенская баба вы лечила помещика от водянки. «Баба осмот рела больного и с уверенностью сказала, что она вылечит, даже и срок назначила. Корень, который она употребляла, привез ла с собой, уверяя, что этот корень растет на крайдяных горах; приготовила и дала употреблять больному... На семнадцатый день обнаружилось действие лекарства обильным потом и мочой, которые увели чивались с каждым днем... После такого обильного поту объем живота с каждым днем становился меньше и меньше и в про должение месяца принял нормальный объ ем; жидкость совсем исчезла; больной по нравился, но по совету бабы употреблял еще некоторое время корень..» Знаменитый русский терапевт С. П. Бот кин поручил своему сотруднику Н. А. Буб нову проверить лекарство деревенской ба бы. Так обитатель черноземных степей, пер вый вестник украинской весны, кстати, пол ностью оправдывающий своими крупными золотисто-звездчатыми цветами данное на родом имя —г о р и ц в е т , попал в фарма кологическую лабораторию. Диссертация, опубликованная Бубновым, привлекла вни* мание медиков. Современники писали, что горицвет «бесспорно представляет собой одно из существенных научных приобрете ний последнего времени». Но почему же растение, издавна извест ное народным целителям, именуется «при обретением науки»? В чем тут заслуга уче ных? Прежде всего следует напомнить, что водянка, которую так блистательно излечи ла баба из украинского села, не самостоя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2