Сибирские огни № 05 - 1971

его препараты улучшают свертываемость крови». А кто не знает, что задолго до откры­ тия витаминов «А» и «Д» и вообще ка­ ких бы то ни было витаминов безвестные авторы рукописных лечебников Московской Руси указывали: «печень осетрова очи уздравляет», а «печень сомовья светлость очам дает и затемнение очное отгонит». Печенью коз лечили так называемую «ку­ риную слепоту» арабские лекари X века, а еще раньше жрецы Египта. В пору, когда и в помине не было сведения о дубильных веществах—танинах, с помощью которых сегодня лечат обожженных, китайцы и ин­ дийцы прикладывали к обожженному ме­ сту богатый танинами холодный чай. Как же сложились у наших предков критерии для оценки того, что является или не является лекарством? Где-то на заре человеческого сознания возникла мысль, что излечивать может только предмет, сопричастный больному организму или близкий к причине, вызвав­ шей болезнь. Иными словами, «верное» лекарство своим цветом, формой, проис­ хождением должно само сигнализировать о себе. Надо только внимательно пригля­ деться к окружающим растениям, живот­ ным и минералам — и всегда найдется нечто «родственное», а следовательно, и це­ лительное для данной болезни. Если, например, предстоит лечить человека, уку­ шенного змеей, то следует запастись го­ ловой убитой змеи. Годится также змеи­ ный выползок (кожа), а также изображе­ ние змеи на металле или на дереве. Вслед за соответствующими заклинаниями («змея, вынь свое жало...») яд, по мысли врачевателя, уходит из пораженного тела в предмет, которым лечат. Со временем змея-исцелительница была заменена мине­ ралами, имеющими змеиный цвет, змеевид­ ными стеблями, листьями растений, имею­ щими форму змеиной головы. Родилась вера во всякого рода амулеты (на Ру­ с и—наузы), предохраняющие от болезни, порчи, опасности. В Переяславском музее я видел круглый, похожий на человеческую голову камень весом в 6—7 килограммов, с дыркой посредине, который когда-то кре­ стьяне таскали на шее в надежде изба­ виться от головной боли. У многих народов в ходу были красные лекарства. Их отождествляли с кровью. В Германии и Франции красным соком ма­ рены вызывали задержавшиеся месячные, древнерусские знахари соком красной свеклы пытались останавливать кровотече­ ния. У желтых лекарств люди прошлого находили «сродство» с желтухой и золоту­ хой. Против этих болезней считались не­ отразимыми желтый сок чистотела, отва­ ры одуванчика, желтки куриных яиц. Су­ ществовали и черные лекарства. В Егип­ те, например, считалось, что седину можно предотвратить с помощью жира черных змей, крови черных быков и яиц вороны. Лекарства «сообщали» о себе и соот­ ветственной формой Против почечных бо­ лезней благодетельными считались листья, имеющие форму почки, листва сердце­ видной формы шла на сердечные лекарст­ ва. Эта народная теория в шестнадцатом веке получила поддержку у видных евро­ пейских медиков. Под именем учения о сигнатуре, о знаках природы она просуще­ ствовала в медицине почти полтораста лет. Разумеется, с тех пор, как из растений удалось выделить химические вещества, непосредственно действующие на сердеч­ ную мышцу —гликозиды, никто не ищет лечебное начало, направленное против болезней сердца в траве с листьями «сер­ дечной» формы или алого цвета. Сердеч­ ные гликозиды одного строения и одинако­ вого действия найдены и в майском лан­ дыше с его белыми колокольчиками, и в горицвете весеннем, цветущем большими желтыми цветами, и в наперстянке с цве­ тами пурпурного цвета. Однако, исправив древнюю ошибку, наука приняла из рук народных немало и великолепных откры­ тий. Поучительна история некоторых из них. В 1860 году в «Московской медицин­ ской газете» появился подписанный докто­ ром Степаном Носом «фельетон о народ­ ной медицине южнороссов и о народном употреблении горицвета против серозных скоплений в брюхе (водянки)», в котором рассказывалось, как деревенская баба вы­ лечила помещика от водянки. «Баба осмот­ рела больного и с уверенностью сказала, что она вылечит, даже и срок назначила. Корень, который она употребляла, привез­ ла с собой, уверяя, что этот корень растет на крайдяных горах; приготовила и дала употреблять больному... На семнадцатый день обнаружилось действие лекарства обильным потом и мочой, которые увели­ чивались с каждым днем... После такого обильного поту объем живота с каждым днем становился меньше и меньше и в про­ должение месяца принял нормальный объ­ ем; жидкость совсем исчезла; больной по­ нравился, но по совету бабы употреблял еще некоторое время корень..» Знаменитый русский терапевт С. П. Бот­ кин поручил своему сотруднику Н. А. Буб­ нову проверить лекарство деревенской ба­ бы. Так обитатель черноземных степей, пер­ вый вестник украинской весны, кстати, пол­ ностью оправдывающий своими крупными золотисто-звездчатыми цветами данное на­ родом имя —г о р и ц в е т , попал в фарма­ кологическую лабораторию. Диссертация, опубликованная Бубновым, привлекла вни* мание медиков. Современники писали, что горицвет «бесспорно представляет собой одно из существенных научных приобрете­ ний последнего времени». Но почему же растение, издавна извест­ ное народным целителям, именуется «при­ обретением науки»? В чем тут заслуга уче­ ных? Прежде всего следует напомнить, что водянка, которую так блистательно излечи­ ла баба из украинского села, не самостоя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2