Сибирские огни № 05 - 1971
ры тысячи лет спустя, в конце XVI века Мишель Монтень среди лекарств своей эпо хи называл левую ногу черепахи, мочу яще рицы, испражнения слона, кровь, взятую из-под правого крыла белого голубя, и истолченный в порошок помет крысы. Да что там XVI век! Великий француз ский физиолог Клод Бернар в своих воспо минаниях рассказывает, что еще в 1832 го ду в аптеках приготовлялся териак —лекар ство, изобретенное в первом веке н. э. рим ским врачом Андромахой для предохране ния императора Нерона от отравления. Те риак состоял из 60 ингредиентов. Туда вхо дили: опий, морской лук, змеиное мясо, а также всякие испорченные лекарства. Все это смешивали с медом и растворяли в ста ром Канарском вине. Териак просущество вал в германской фармакопее до 1872 года, а во Франции был упразднен лишь в 1908 году. Откуда черпала свои знания официаль ная медицина, хорошо видно на примере России XVI—XVII веков. Аптекарский приказ—своеобразное ми нистерство здравоохранения царского дво ра — рассылал по стране распоряжения «зна ющим людям сыскивать для лекарственных составов и водок (настоек) травы и иные вещи». Собранные снадобья надлежало в запечатанном виде отправлять в столицу, помечая, «что к какому лекарстпу годно». В четвертом томе Актов Исторических сохранилось донесение якутского служило го человека Сеньки Епишева, который вес ной 1669 года отправился в своего рода бо таническую экспедицию. В первый год со брать ничего не удалось: «в те поры лекар ственные травы не уродились». Зато на вто рой год Епишев сдал якутскому воеводе несколько тюков трав и кореньев с подроб ным описанием их лечебного действия. Лю бопытны некоторые из его описаний. «Трапа, имя ей колун, цист на ней бел. гори ковпта. ристет при подах. А годна эта трапа: бу- дс — у мужского пола нлн женского — нутряная застойная болезнь, перелом, моча нейдет или быппст томление женскому полу не в меру мла денцем; и тое траву давать в окуневой и теплой ухе или и ином чем, н сухую дапать ести». «Орешки имя нм грушнцы земляные: а годны, будет коли сердце болит, от какой порчи, нлн н собою болит, или тоскует; н те орешки есть сы рые или топить в горячем вине, в добром уксусе». «Корень, имя ему марин, и годен будет он на ком трясовнца; и тот корень навязывать на порот и держать часть, измяв, для обоняния у носу...» «Корень лепитнлышк белый, растет на лугах; годен у кого зубная боль и пухнут десны, и того малую часть на зубах держать...» Донесение Епишева — чистейший обра зец народной медицины. Но дойдя до го сударева Аптечного приказа, писания домо рощенного фармакогноста приобретали си лу научной рекомендации. И лечившие цар скую семью докгора медицины, выпускни ки медицинских факультетов в Лондоне, Падуе, Лейпциге, вносили в свои рецепты и траву колун, н корень девятильннк, и многое другое, что подсказывали им «знаю щие люди» из Сибири и иных мест обшир ного Российского государства. Так или по добным путем попадало большинство ре цептов и в египетские папирусы, и на гли няные дощечки сирийского царя Ассурба- ннпала, и в медицинские книги греков. Казалось бы, ясно: прописи донаучной медицины по своей реальной ценности рав ны географическим картам Птоломея и аст рологическим таблицам вавилонских жрецов. Но попробуем взглянуть на вещи с дру гой стороны. По меньшей мере, семьде сят семь миллиардов человек жило на на шей планете за последние шесть миллио нов лет. Их, как и нас, мучили болезни. Причем болезней было не меньше, чем сей час (около 1700 в обшей сложности). Боль шую часть времени человечество прожило без антибиотиков, не зная рентгеновских лучей, обезболивания, переливания крови, асептики и антисептики, не догадываясь о витаминах, гормонах и синтетических лечебных препаратах. Получали эти стра ждущие какую-нибудь подлинную помощь, или вся медицина была не чем иным, как смесью заблуждений и шарлатанства? Об ратимся хотя бы к финскому эпосу «Кале вала». Вот бредет по лесу Вейнямейнен. Богатырь ранен, кровоточит его нога. Что делать? Старый, верный Вейнямейнен Лишаи сдирает с камня. Мох сбирает на болоте. На земле срывает травы. Чтоб закрыть отверстье злое. Запереть большую рану; Но ничто не помогает. Кроиь по-прежнему струится. Убедившись в бесплодности своего лече ния, герой начинает искать того, «кто б лечил следы железа, узнавать бы мог бо лезни... успокаивал бы болн». Древний ста рик берется помочь герою. Уже в заклинаниях народного лекаря мы слышим вполне рациональные советы: Ты сдави рукою сильной, Нажимай ты толстым пальцем. Да покрепче эту рану. И запри отверстье злое, Положи листочков нежных И рассыпь цветы златые. Чтоб закрыть дорогу крови. Потом в ход идет целебная мазь, и пос ле перевязки «старый, верный Вейнямейнен скоро помощь ощущает и становится здо ровым». Сказка? Да. Но среди прочих «трав прекрасных», из которых составлена мазь, есть т ы с я ч е л и с т н и к . И если мы от влечемся теперь от поэтических красот «Калевалы» и обратимся к прозе «Энцик лопедического словаря лекарственных, эфир ных и ядовитых растений» (1951 г.), то получим вполне достоверную версию выздо ровления героя: «тысячелистник является старинным народным кровоостанавливаю щим средством, причем с о г л а с н о ис с л е д о в а н и я м (Разрядка моя,—М. П.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2