Сибирские огни № 05 - 1971
Марк Поповский ссЗеленая» аптека ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ 1 Однажды я стал свидетелем такого слу чая. В деревенскую больницу к врачу-оку- листу явилась на прием старуха крестьян ка лет шестидесяти пяти. Несмотря на то, что один глаз у нее был затянут бельмом, а другой —красный, с вывороченными ве ками —напоминал кровоточащую рану, по сетительница держалась агрессивно: — Зачем звала меня, апа? Наверно, глаз резать хочешь? Не дам. Дело происходило в Чувашии, в начале 60-х годов. В республике близилась к кон цу борьба с трахомой, бывшей в недале ком прошлом национальным бедствием чу вашей. Лишь кое-где, в «глубинках», оста вались еще больные упрямцы вроде нашей старухи. Лечение синтомицином, несомнен но, помогло, бы .ей, но вернуть правильную форму векам мог только скальпель. Боль ная была, однако, иного мнения. — Не дам резать глаз. Старые люди без ножа лечили,—упорствовала она. — Какие старые люди, апа? Чем лечи ли? Путаешь ты что-то...— мягко возразила врач. — Ничего я не путаю. Бабы лечили. Емзи (знахарки). Хорошие лекарства име ли. А у тебя, наверное, плохие лекарства, вот ты и хочешь меня резать. Врач предложила старухе сесть, и нача лась долгая лекция-беседа для одного-един- ственного слушателя. Передать сей медико просветительский экспромт невозможно. Он содержал трогательные увещевания и по пулярное объяснение вирусной теории, об ращение к совести собеседницы и элементы «Есть все основания думать, что и в бу дущем, во всяком случае ближайшем, роль лекарственных растений будет не умень шаться, но, напротив, возрастать. И как бы ни были лучезарны перспективы химии, каких бы чудес ни ждали мы от наших лабораторий и заводов, скромные цветы наших лесов и полей еще долго будут служить человечеству». Проф. А. Ф. Г а м м е р м а н и др, «Растения-целители», 1963 г. хирургической техники. Фигурировали в бе седе даже цифры: оказывается, из десяти внешних впечатлений девять человек полу чает через глаз. Как же не ценить этот чудесный орган, о котором в чувашской народной загадке сказано: «В двух кисетах две бусинки, не продам за тысячу руб лей». Старуха в конце концов смилости вилась и обещала лечь на операцию. Но меня в этой истории заинтересовало другое: о каких это лекарствах вспомина ла старая крестьянка, отказываясь принять помощь современной медицины? В Чебок сарах я разыскал книгу о народной меди цине чувашей и прочитал те страницы, что посвящены трахоме. Да, «хорошие лекар ства» предлагали ёмзи своим пациентам! От трахомы лечили. детской мочой и нико тином из трубки, а самый лучший «препа рат» представлял собой куриное яйцо, за печенное в хлебе, которым рекомендовалось парить больные глаза! , Эта первая встреча с народной медициной настроила меня по отношению к ненаучным лекарствам в высшей степени скептически. Впрочем, скоро я поймал себя на том, что не очень-то ясно представляю смысл слова не н а у ч ный . Надо ли считать писанные в книгах рецепты античных врачей или врачей европейского средневековья н а у ч н ым и ? Заглянув в книгу «О медицине», состав ленную Авлом Корнилием Цельсом, я убе дился, что лечебная практика древних рим лян мало чем отличалась от народной ме дицины чувашских знахарей. Жертвам тра хомы просвещенные римские медики пропи сывали... желчь петуха, смешанный с уксу сом помет голубя и собачье молоко. Полто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2