Сибирские огни № 05 - 1971

сводили ту рощу с лица земли, раскряжевывали на долготье и вплечевую по зыбким трапам переносили кряжи на палубу. На ходу и разделывали. До другой рощи. Рыча­ ли и злобились пилы, с накряком ухали колуны, звенели железные клинья —корабль- батюшка жил. Только в один конец рейс пожирал по две с половиной тысячи кубомет­ ров дров. Беззаветные бабоньки! Одной осенью ледостав приморозил корабль в пути. На буксире две баржи. На баржах три тысячи тонн —консервы и рыба. На самом корабле семьсот человек моби­ лизованных северян. Вот тогда-то без всяких мандатов и сделался наш Капитан чрез­ вычайным комиссаром пустынной округи. Сто подвод было собрано им вокруг замерз­ шего корабля, чтобы вывезти мобилизованных в Омск. Всю ту зиму, один за другим, приземлялись впритык к баржам самолеты, вывозили на транссибирскую магистраль фронтовые консервы й рыбу. Вот тогда чувство единоличной, единоначальной ответственности пособило ему одолеть брюшной тиф. Перемог на ногах. Кто не верит — пусть примет за сказку. Жила- была, мол, кишечная палочка и... Капитан. Отстреливался от волков. Серые «рыбаки» из окрестных лесов частенько наведы­ вались к барже за осетриной. Спал в антрактах между волчьими концертами и ревом снижавшихся самолетов. ...Дизель-электроход разминулся с «германцем». Так именует Капитан суда, пост­ роенные на верфях ГДР. А есть на Реке еще «венгры»... И есть на Реке еще «финны»... «Румыны» есть... И свои, само собой, «русаки». Сойдутся да загудят —«интернационал»! Но независимо от того живо и браво в преданиях Реки доблестное сказание о первоявленной домодельной посудине, вскоптившей во время оно зевластыми трубами непорочные небеса Прииртышья. Не без помпы и не без загада купцы нарекли корабль «Основателем». Основатель флота сибирского. С размахом замысливалось! Да подпа­ костил делу благому тюменский монах-богомаз. Или был он похмелен зело, или глазом нб оченно тверд, только взамен десяти предержащих букв сумел разместить всего шесть: «ОСНОВА...» Далее писать стало некуда: острие носа. На второй борт не раз­ вернешь. , Запыхтела «Основа» Турой да Тоболом, устремляясь проникнуть в Иртыш. Пани­ ковали православные старушонки в прибрежных селениях от зыковатого, железного зверогласия гудка. С «Основы» и пошел сибирский купеческий флот... Колчаковщина оставила на пристанях кладбищенскую тишину. Остовы кораблей. От «лошадиных сил» —одно звание, борты и трубы исклеваны пулями. Не по разу го­ рели посудины... Сам Ильич обратился в ту пору к водникам: «...Я повторяю, что от предстоящей кампании водного транспорта наша судьба, может быть, больше зависит, чем от пред­ стоящей войны с Польшей, если нам ее навяжут... Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты, надо. остановить эту разруху, утроить и учетверить воз­ можности... И вот водный транспорт должен сделать в водную кампанию дело геро­ ическое...»1 Дело героическое... На сибирских пристанях обычные недели сменились «Неделями трудового фронта». Уже весною голодного 1920 года с Обь-Иртышья, по адресу —«Москва. Пролетар­ ским детям»,— было отправлено сорок две тысячи пудов осетрины и нельмы. Наспех подлатанные «Добпыня», «Мария», «Волна» с пятнадцатью буксирными баржами, груженными хлебом, мехами и рыбой, повстречались в августе 1920 года в Обской губе с морскими судами, направленными в эти воды по указанию Владимира * В. И. Л е и и й. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 218—219.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2