Сибирские огни № 05 - 1971

— Покличь попа в «матюгальник» да расспроси. Евон приход — не мой. Матюгальником на Реке назывался жестяной покрашенный рупор. Ох, уж это>т прибор-инструмент! Приснится — вздрогнешь. Вместе с первой приличной сибирской посудиной появился он на Реке, с основания сибирского флота безраздельно влады­ чествовала его нецензурная пасть над сходнями, над палубами, над пристанями, На реке, как нигде, живуча «словинка», живучи обычай, традиция. Мучились с жестяным «пережитком», пока не явился взамен микрофон. Пришлось кой-которы>и изламывать психику: регулировать громкость голоса, вычищать зык и рык из родимых привычных команд, цитировать в глухом одиночестве приемлемую для современного пассажира стерильную расстановочку слов. Ибо, стоит пустить в микрофон хотя б од­ ного «соловья» — плывущие вздрагивают. На всех палубах, в каждой каюте— акусти­ ка... Если нам повнимательней вслушаться в обыденную речь, уставные команды на­ шего Капитана, мы тотчас уследим в них слова-паразиты. Это постоянное «будьте лкх- безны». — Будьте любезны... Отдать носовой!! —упрашивает он первогодка-матроеа. Явное следствие микрофонной переподготовки. ...Смотрят на Реку парни. Смотрит на Реку наш Капитан. «Все письмена на Ней, все тезицы»,— все еще стережет его ухо выспренные ста- рожителевы слова. Дизель-электроход оставляет по борту суденышко какого-то нефтяного торгового УРСа. Товары мирского широкого потребления плавит суденышко. В свое время по памяти бы обревизовал Капитан «торгаша»: соль, чай, сахар, спички, табак, сушка- крендель, дробь, порох, капканы, масло, мука, ситчик, спиртишко — вот закадычный тот перечень, которым грузились для Севера трюмы. Ну, нитка, иголка еще... Сегодня сгружают суденышки УРСов на теплом медвежьем следу телевизоры, книги, заграничную мебель, легковые автомобили, транзисторы, ковры, причуды своей и нанюханной импортной моды, косметику, витамины... Ну и, само собой, соски, пелен­ ки, горшочки... И всего этого пока еше мало и мало. Коротка навигация и не очепь-то расторопно сибирское УРСовское «купечество». Идут нефтеналивные баржи. Семь навигаций назад появились они на Реке. Милли­ оны тонн обской нефти доставили на Омский нефтеперегонный завод. Уважительно смотрит Капитан на их низкие борта, где чуть ли не полуметровыми буквами оттрафа- речено — «Огнеопасно!» Такой «синичке» не дивно и море поджечь. — Фартовые бороды все натворили —геологи,—кивает на баржи дедок,—Не они бы, лось грызи осину, а медведь —малину. Дичала бы эта тайга и болотина до вто­ рого пришествия. Зверя вот только вспугнули... «Если бы одного зверя... Бели бы зверя...» — усмехается Капитан, вспоминая свою прошлогоднюю оторопь. Обыкновенного паровозного гудка наполохался. Случилось это чуть ниже Тобольска. Первым рейсом в ту навигацию шел. Знал, читал, не однажды по радио слушал — пробивается на Север железная дорога, завтрашняя работящая под­ ружка Реки. Что —читал?! Мачты оберегал, проплывая под новым железнодорожным иртышским мостом. И, однако же, так неожиданно рявкнул по борту гудок, что, ей-бо- гу, пружины в коленках ослабли. Чуть бинокль из рук не скользнул... Вот так каждую новую навигацию и озирайся. Не кури на воде! Паровозы приветствуй!.. Впрочем, этот курьез — не курьез. Для усмешечки. А вспомянешь вдруг да, ог­ лянешься... Война. На судне, в составе команды, почти сплошь женщины. Сарафан вместо флага вывешивай. Исказилось и слово «матрос». Женский род обозначило. Они. же — грузчики и кочегары и прочие службы. Беззаветные бабоньки —вспоминает сегодня их Капитан. Сейчас от Омска до Салехарда одиннадцать суток расчетного ходу. В ту пору, при всяком везеньи и мыслимом благополучии, отсчитывали двадцать два календарных числа. Угля не хватало, дров на пристанях не было —шли «на подножном корму». Выбиралась на берегу роща, мобилизовались команда и пассажиры, двадцать пять пил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2