Сибирские огни № 04 - 1971
ские игры. Последнее связано с особым зна чением игры в жизни детей. По верному оп ределению М. Горького, «игры детей — путь познания мира, в котором они живут, который призваны изменить». В детском фольклоре отразились различ ные стороны жизни русского народа, его быт, его интересы, верования, суеверия и т. п. Их раскрывает М. Мельников с большим знанием дела, на основе умело привлеченных исторически« и этнографических материалов. И все же некоторые положения остаются спорными. Таково объяснение в свое время широко и повсеместно распространенного в песнях мотива пожелания смерти ребенку. Напомним, что в дореволюционное время реакционными публицистами этот мотив час то использовался для нападок на культуру и нравственность народа. Фольклористы по- разному объясняли причины его появления. Большинство рассматривало его как прояв ление тяжелых условий крестьянской жиз ни.. Некоторые видели в названном мотиве отзвуки древних поверий об искупительной силе детского страдания и смерти. М. Мель ников предлагает иное объяснение песням, заключающим этот жуткий сам по себе мо тив. «В основе этих песен,— пишет он,—ле жит шуточное попрание самих священных нравственных устоев —любви к своим де тям,— и тем подтверждается их неприкосно венность, их незыблемость (сравните бело русскую колыбельную «Люли, люди—ля- люшки» и русскую шуточную песню «Зять на теще капусту возил», в которых шуточ ное утверждение служит средством осужде ния безнравственных поступков)». Песни, которые здесь автором названы, нельзя при знать идентичными по своему содержанию с песнями, в которых мать желает своему ребенку смерти. Причину появления этих последних, как нам представляется, надо ис кать в их ритуальном назначении. Мотив по желания смерти призван был отогнать са мую смерть, сохранить жизнь ребенку перед лицом постоянных невзгод и болезней. Из истории верований нам известно, что в такой же точно роли выступали увеселения и по техи, часто сопровождавшие в древности по минки по умершим. Веселье и соответствен но песни и смех — носители жизни, олице творение жизни — призваны были устранить опасность, разрушить злые умыслы, отогнать самую смерть. В этой связи нам кажется справедливым наблюдение В. П. Аникина, с которым не соглашается автор рецензиру емой книги, что, распевая песню с мотивом пожелания смерти, мать не только не жела ет ребенку смерти, а, наоборот, борется за его жизнь и здоровье; заявляя, что ребенок все равно умрет, она старалась обмануть злые силы, одолевающие ребенка. Вполне оправдано значительное внима ние, какое уделено в книге о сибирском фольклоре выяснению областной его спе цифики. Она отразилась и в самой те матике произведений, и в жанровых их осо бенностях, и в их поэтическом строе. Бо лее внимательно автор проследил своеобра зие в тематическом содержании. Действи тельно, в сибирской поэзии немало отличий, вызванных географическими особенностями, хозяйственными занятиями и промыслами. Таковы темы, связанные с нелегким трудом ямщиков, со значением в жизни населения тракта, с особенностями сибирской при роды. Интересны наблюдения М. Мельни кова о взаимосвязях русских с другими на родами Сибири. Взаимосвязи эти были всегда дружеские, что не могло не отра зиться в детском фольклоре. «Нам неизвест но ни одной колыбельной песни, оскорбляю щей национальное достоинство той или иной народности»,— пишет автор. Особенностью сибирской детской народ ной поэзии М. Мельников считает также обилие в ней (особенно в репертуаре колы бельных песен) заимствований из художест венной литературы. Сам по себе этот факт достоверен. Но объяснение его кажется иным, чем то, какое предлагается в книге. Видимо, это объяснение надо искать не в том, что в Сибири, в отличие от Европейской России, села находились на значительном расстоянии друг от друга, женщины и дети общались редко, и будто в силу этого созда вался песенный дефицит, который невольно должен был пополняться за счет художест венной литературы. Между тем, само иссле дование М. Мельникова свидетельствует о том, что сибирский детский фольклор, как, впрочем, и фольклор взрослых, и по своему жанровому и по своему репертуарному со ставу не уступает фольклору центральных областей России. Сравнительное же преоб ладание у сибиряков произведений из ху дожественной литературы, на наш взгляд, объясняется широким распространением в Зауралье книжной культуры через политическую ссылку, а также путем посто янных переселенческих передвижений. Не выдерживают критики отдельные на блюдения автора о специфике сибирского игрового детского фольклора. М. Мельни ков, например, пишет; «Если в брян ских детских играх ведущим являет ся словесный элемент и заниматель ность, то большинство алтайских игр имеет спортивный характер: выигры вает тот, кто ловок, вынослив, смел, ице- ет развитый глазомер». Такое выборочное сопоставление фольклора только двух об ластей, причем, по записям, требующим еще текстуального анализа, слишком субъек тивно. Каждому, кто занимался собиратель ской практикой, известно, что те же качест ва детского характера, которые отразились в алтайском фольклоре, в неменьшей сте пени присущи русским детям, из всех дру гих областей. Отмеченные спорные места книги носят частный характер. В целом же книга М. Н. Мельникова —это серьезный труд, несомненно обогативший нашу отечествен ную фольклористику. Я. Р. КОШЕЛЕВ, профессор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2