Сибирские огни № 04 - 1971
спрашивал его о том, как декабристы доби рались до Сибири, как жили на каторге, как к ним относились и т. д.» Широко привлекая документы централь ных и местных архивов, автор подробно описал последние годы жизни М. Михайло ва в невыносимых условиях царской каторги. Особое внимание уделено его пребыванию в Зерентуйском и Кадаинском рудниках. Одна ко нужно было бы особо отметить, что свет лую память талантливого поэта, писателя, публициста и теперь чтят горняки Кадаи. Так, в 1950 году в связи со 120-летием со дня рождения М. Михайлова, они поставили на его могиле памятник-обелиск с вдохно венными словами поэта-революционера: Ч ас обновления настанет. Воли добьется народ. Добрым нас словом помянет, К нам на могилу придет. В книге встречаются неточности и фак тические ошибки. Так, автир уничижительно называет Августа Платена «рифмоплетом» (стр. 247). По определению Франца Мерин- га, пусть несколько преувеличенному, «Пла- тен был первым политическим поэтом не мецкой литературы» Не точнс приведена цитата шефа жан дармов относительно мыслей о свободе, ко торые, по его мнению, являются причиной беспорядков и важнейших преступлений (стр. 36 — 37). Жюль Мишле, прогрессив ный французский историк-демократ, страст ный борец против католической церкви, не правильно отнесен к реакционным писателям (стр. 207). Говоря о единомышленниках М. Михайлова, «убежденных революцион ных демократах» Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове и Н. В. Шелгуно- ве (стр. 217), нужно было бы назвать и А. П. Щапова. Первая и пока единственная монография о М. Михайлове вносит определенный вклад в историю русской литературы и передовой общественной мысли. Эта полезная и нуж ная книга, на наш взгляд, с интересом будет прочитана нг только специалистами, но ши рокими кругами читателей. А. ГЕЛЬФМАН М. МЕЛЬНИКОВ. Русский детский фольк лор Сибири. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. Книга М. Мельникова привлекает внима ние широтой постановки проблемы. Детский фольклор рассматривается в ней и в теоре тическом, и в прикладном плане. Поэтиче ское творчество осмысливается в связи с особенностями детского быта, психологии и детского художественного мышления. Этот фольклор, убеждает рас автор, нельзя не учитывать в общей системе обучения и вос питания, прежде : сего—нравственного и эстетического. В фольклоре находится ключ к пониманию детской ьозрастной психологии, к понимании- детских художественных вку сов, детских творческих возможностей. Педагогическими потребностями вызваны к жизни и многие жанры детской поэзии. Эти убедительно аргументированные в книге по ложения придают ей педагогическую направ ленность, ориентируют учителей на творче ское использование детского фольклора в школьной практике. Всей логикой своих рас- суждений М. Мельников подводит к заклю чительному выведу «.Детский фольклор дол жен стать ценным средством воспитания но вого человека, гармонически сочетающего в себе духовное бога 1 ство, моральную чисто ту и физическое совершенство». Книга состоит из глав: поэзия пестова ния, детские песни и детские сказки, потеш ный фольклор и игровой фольклор. В каж дой главе читатель найдет не только обоб щение уже сделанного исследователями ра нее, но и совершенно новые материалы, в большинстве своем лично собранные авто ром и его помощниками (свыше 3-х тысяч произведений). В книге немало свежих наб людений и принципиальных заключений по вопросам общей теории детского фольклора. Несомненно, ряд из них прочно войдет в науку о фольклоре. Новизна исследовательского подхода к материалу видна уже в самом принципе классификации детской устной поэзии. В прежних работах детский фольклор обыч но классифицируется по такому принципу: произведения взрослых для детей, произве дения, перешедшие из фольклора взрослых в детский репертуар, и, наконец, собственное творчество детей. М. Мельников строит свою классификацию исходя из функционального назначения и характера бытования фольк лорных жанров. Нам представляется, что предложенная автором классификация го раздо лучше учитывает поэтические разно видности детского фольклора позволяет по ставить на более реальные основы вопросы изучения генезиса жанров и более диалек тично рассмотреть процесс их развития. Ав тор тщательно проследил изменения, какие претерпел репертуар детского фольклора, выяснил, какие в нем произошли утраты и в чем сказались художественные завоевания. М. Мельников доказательно утверждает, что в детской среде удержались только те про изведения, которые соответствовали требо ваниям детской эстетики и не утратили сво его действительного педагогического содер жания. Книга закономерно завершается раз делом: «Судьба детской народной поэзии», в котором выясняются вопросы бытования традиционных жанров детской поэзии, рас сматриваются новые устные произведения, возникшие в детской среде под влиянием на шей современности. Детский фольклор имеет значение и исто рическое. В нем слышны отголоски прошло го, тех еще давних времен, когда существо вало племенное деление восточных славян, затем времен татарского ига; отразились в нем и события войн, кот< рые русским при шлось вести с многочисленными завоевате лями. Активно включалась в фольклор детей современность, ярче всего, пожалуй, в дет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2