Сибирские огни № 04 - 1971

спрашивал его о том, как декабристы доби­ рались до Сибири, как жили на каторге, как к ним относились и т. д.» Широко привлекая документы централь­ ных и местных архивов, автор подробно описал последние годы жизни М. Михайло­ ва в невыносимых условиях царской каторги. Особое внимание уделено его пребыванию в Зерентуйском и Кадаинском рудниках. Одна­ ко нужно было бы особо отметить, что свет­ лую память талантливого поэта, писателя, публициста и теперь чтят горняки Кадаи. Так, в 1950 году в связи со 120-летием со дня рождения М. Михайлова, они поставили на его могиле памятник-обелиск с вдохно­ венными словами поэта-революционера: Ч ас обновления настанет. Воли добьется народ. Добрым нас словом помянет, К нам на могилу придет. В книге встречаются неточности и фак­ тические ошибки. Так, автир уничижительно называет Августа Платена «рифмоплетом» (стр. 247). По определению Франца Мерин- га, пусть несколько преувеличенному, «Пла- тен был первым политическим поэтом не­ мецкой литературы» Не точнс приведена цитата шефа жан­ дармов относительно мыслей о свободе, ко­ торые, по его мнению, являются причиной беспорядков и важнейших преступлений (стр. 36 — 37). Жюль Мишле, прогрессив­ ный французский историк-демократ, страст­ ный борец против католической церкви, не­ правильно отнесен к реакционным писателям (стр. 207). Говоря о единомышленниках М. Михайлова, «убежденных революцион­ ных демократах» Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове и Н. В. Шелгуно- ве (стр. 217), нужно было бы назвать и А. П. Щапова. Первая и пока единственная монография о М. Михайлове вносит определенный вклад в историю русской литературы и передовой общественной мысли. Эта полезная и нуж­ ная книга, на наш взгляд, с интересом будет прочитана нг только специалистами, но ши­ рокими кругами читателей. А. ГЕЛЬФМАН М. МЕЛЬНИКОВ. Русский детский фольк­ лор Сибири. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. Книга М. Мельникова привлекает внима­ ние широтой постановки проблемы. Детский фольклор рассматривается в ней и в теоре­ тическом, и в прикладном плане. Поэтиче­ ское творчество осмысливается в связи с особенностями детского быта, психологии и детского художественного мышления. Этот фольклор, убеждает рас автор, нельзя не учитывать в общей системе обучения и вос­ питания, прежде : сего—нравственного и эстетического. В фольклоре находится ключ к пониманию детской ьозрастной психологии, к понимании- детских художественных вку­ сов, детских творческих возможностей. Педагогическими потребностями вызваны к жизни и многие жанры детской поэзии. Эти убедительно аргументированные в книге по­ ложения придают ей педагогическую направ­ ленность, ориентируют учителей на творче­ ское использование детского фольклора в школьной практике. Всей логикой своих рас- суждений М. Мельников подводит к заклю­ чительному выведу «.Детский фольклор дол­ жен стать ценным средством воспитания но­ вого человека, гармонически сочетающего в себе духовное бога 1 ство, моральную чисто­ ту и физическое совершенство». Книга состоит из глав: поэзия пестова­ ния, детские песни и детские сказки, потеш­ ный фольклор и игровой фольклор. В каж­ дой главе читатель найдет не только обоб­ щение уже сделанного исследователями ра­ нее, но и совершенно новые материалы, в большинстве своем лично собранные авто­ ром и его помощниками (свыше 3-х тысяч произведений). В книге немало свежих наб­ людений и принципиальных заключений по вопросам общей теории детского фольклора. Несомненно, ряд из них прочно войдет в науку о фольклоре. Новизна исследовательского подхода к материалу видна уже в самом принципе классификации детской устной поэзии. В прежних работах детский фольклор обыч­ но классифицируется по такому принципу: произведения взрослых для детей, произве­ дения, перешедшие из фольклора взрослых в детский репертуар, и, наконец, собственное творчество детей. М. Мельников строит свою классификацию исходя из функционального назначения и характера бытования фольк­ лорных жанров. Нам представляется, что предложенная автором классификация го­ раздо лучше учитывает поэтические разно­ видности детского фольклора позволяет по­ ставить на более реальные основы вопросы изучения генезиса жанров и более диалек­ тично рассмотреть процесс их развития. Ав­ тор тщательно проследил изменения, какие претерпел репертуар детского фольклора, выяснил, какие в нем произошли утраты и в чем сказались художественные завоевания. М. Мельников доказательно утверждает, что в детской среде удержались только те про­ изведения, которые соответствовали требо­ ваниям детской эстетики и не утратили сво­ его действительного педагогического содер­ жания. Книга закономерно завершается раз­ делом: «Судьба детской народной поэзии», в котором выясняются вопросы бытования традиционных жанров детской поэзии, рас­ сматриваются новые устные произведения, возникшие в детской среде под влиянием на­ шей современности. Детский фольклор имеет значение и исто­ рическое. В нем слышны отголоски прошло­ го, тех еще давних времен, когда существо­ вало племенное деление восточных славян, затем времен татарского ига; отразились в нем и события войн, кот< рые русским при­ шлось вести с многочисленными завоевате­ лями. Активно включалась в фольклор детей современность, ярче всего, пожалуй, в дет-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2