Сибирские огни № 04 - 1971

В основу рассказа о Корнильевых В. Пав­ лов кладет известною статью С. Мамеева, напечатанную в «Тобольских губернских ве­ домостях» к столетию первой сибирской ти­ пографии. К сведениям Мамеева нужно от­ носиться с осторожностью, обязательно про­ веряя их позднейшими данными. К сожале­ нию, В. Павлов этого не сделал и, повторяя Мамеева, говорит, что только 31 декабря 1788 г., т. е. буквалоно за месяц до начала работы типографии, В. Корнильев стал вла­ дельцем половины бумажной фабрики. Ме­ жду тем, это была в т о р а я половина, т. к первую половину фабрики Корнильев купил за десять лет до этого, о чем свидетельству­ ет специальный указ Государственной Ману­ фактур-коллегии от 18 октября 1799 г. Указ перепечатывался в краеведческих изданиях, выходивших в Тобольске и Тюмени в 1917 и 1966 гг. Весьма спорна и вряд ли нужда­ ется в безоговорочном повторении версия Мамеева о возникновении богатства Кор­ нильевых Не все благополучно и с языком повест­ вования. Отдельные места режут ухо: «Лед вековечного печатного молчания на Урале и в Сибири начинал потрескивать»; «Гер­ моген, как паук, плел свои контрреволю­ ционные сети против Советской власти»; «Прообраз пушкинской Татьяны... была вер­ ной подругой прообразу «важного генера­ ла» и т д. «За кованой дверью» не может быть по­ ка названа ни документальной повестью, ни исследованием. В повествовании В. Павлова присутствуют непрочно соединенные между собой три элемента- рассказ автора о его поисках и находках, собственно разыскания и, наконец, белле;ризированный рассказ о Корнильевых, Тобольске, тобольских литера­ торах. Автор вправе сочетать в своем произве­ дении личное отношение к предмету с объ­ ективным описанием хода событий, историю своих поисков—с результатами их, доку- ментализм —с домыслом. Однако это соче­ тание, нам кажется, должно быть сплавом, а не конгломератом. В. Павлов предпринял полезную попытку рассказать о замечательной вспышке куль­ туры на берегах Иртыша в конце XVIII ве­ ка, показать ее историческую основу, тен­ денции. Не все удалось ему в равной степе­ ни, но материал им собран благодарнейший и, хотя о тобольской печати XVIII века на­ писано уже немало, ощущается нужда в сводной работе по этому вопросу, тем бо­ л ее— в рабпте, сочетающей общедоступ­ ность с научной основой. Сделанное В. Пав­ ловым свидетелоствует, что у него имеются возможности для создания такого произве­ дения. Но пока он только приоткрыл дверь в прошлое. В его власти распахнуть ее так, чтобы читатель уьидел подвиг, совершенный много лет назад на берегах Иртыша, во всем его многообразии и значении для тех дале­ ких лет и для наших дней. ВИКТОР УТКОВ П. С. ФАТЕЕВ. Михаил Михайлов — ре­ волюционер, писатель, публицист, М., «Мысль», 1969. О Михаиле Михайлове до последнего времени не было монографий. Книга П. С. Фатеева восполняет этот пробел. Она со­ стоит из введения и пяти глав. «Пробужде­ ние», «В годы «мрачного семилетия», «Нака­ нуне революционной ситуации (1856 — 1858)», «В годы революционной ситуации (1859—1861)», «Последние годы борьбы и жизни (1861 — 1865)» Большой интерес представляет обстоя­ тельный историографический обзор литера­ туры о Михайлове; здесь взыскательной кри­ тике подвергнута буржуазно-либеральная фальсификация его политической и литера­ турной деятельности, широко освещена ра­ бота советских исследователей о жизни, литературной деятельности, революционной борьбе видного шестидесятника, одного из предшественников русской революционной социал-демократии, идейного соратника и друга Н. Г. Чернышевского. Прослеживая эволюцию поэта л роман­ тизма к реализму, автор делает справедли­ вый вывод, что «великие учители Михайло­ ва —Пушкин, Кольцов и Лермонтов —по­ могают ему понять высокое назначение поэ­ та и занять в литературе 40-х годов почет­ ное место среди реалистов и демократов». В книге подробно рассматриваются ху­ дожественные, переводные и критико-биб­ лиографические произведения Михайлова 50-х годов. Романы, повести и рассказы пи­ сателя, по мысли автора, были направлены против крепостничества, а также против ро­ мантизма как творческого метода (к приме­ ру, роман «Камелия»), Особый интерес представляют главы «В годы революционной ситуации (1859 — 1861)», «Последние годы борьбы и жизни (1861 — 1865)». Идейность, народность, знание жизни, эмоциональность, искренность, совершенство формы —главные принципы художественно­ го мировоззрения и манеры письма М. Ми­ хайлова. «В своей идейной борьбе против старого мира Михайлов широко использовал твор­ чество Генриха Гейне. Генрих Гейне был самым популярным, самым читаемым гер­ манским писателем именно потому, что его творчество было связано с его временем, с идеологической подготовкой революции...» Обстоятельно освещена революционная деятельность М. Михайлова, его работа по созданию революционного подполья, орга­ низации издания и распространения неле­ гальной революционной литературы. Специальные разделы посвящены аресту М. Михайлова жандармами III отделения, допросам ь Тайней канцелярии, сенатской расправе, гражданской казни, сибирским встречам с революционерами в пути на ка­ торгу. Например, в Чите «Михайлов сутки отдыхал, проведя время с жившим здесь де­ кабристом Завалишиным. Он подробно рас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2