Сибирские огни № 04 - 1971
В основу рассказа о Корнильевых В. Пав лов кладет известною статью С. Мамеева, напечатанную в «Тобольских губернских ве домостях» к столетию первой сибирской ти пографии. К сведениям Мамеева нужно от носиться с осторожностью, обязательно про веряя их позднейшими данными. К сожале нию, В. Павлов этого не сделал и, повторяя Мамеева, говорит, что только 31 декабря 1788 г., т. е. буквалоно за месяц до начала работы типографии, В. Корнильев стал вла дельцем половины бумажной фабрики. Ме жду тем, это была в т о р а я половина, т. к первую половину фабрики Корнильев купил за десять лет до этого, о чем свидетельству ет специальный указ Государственной Ману фактур-коллегии от 18 октября 1799 г. Указ перепечатывался в краеведческих изданиях, выходивших в Тобольске и Тюмени в 1917 и 1966 гг. Весьма спорна и вряд ли нужда ется в безоговорочном повторении версия Мамеева о возникновении богатства Кор нильевых Не все благополучно и с языком повест вования. Отдельные места режут ухо: «Лед вековечного печатного молчания на Урале и в Сибири начинал потрескивать»; «Гер моген, как паук, плел свои контрреволю ционные сети против Советской власти»; «Прообраз пушкинской Татьяны... была вер ной подругой прообразу «важного генера ла» и т д. «За кованой дверью» не может быть по ка названа ни документальной повестью, ни исследованием. В повествовании В. Павлова присутствуют непрочно соединенные между собой три элемента- рассказ автора о его поисках и находках, собственно разыскания и, наконец, белле;ризированный рассказ о Корнильевых, Тобольске, тобольских литера торах. Автор вправе сочетать в своем произве дении личное отношение к предмету с объ ективным описанием хода событий, историю своих поисков—с результатами их, доку- ментализм —с домыслом. Однако это соче тание, нам кажется, должно быть сплавом, а не конгломератом. В. Павлов предпринял полезную попытку рассказать о замечательной вспышке куль туры на берегах Иртыша в конце XVIII ве ка, показать ее историческую основу, тен денции. Не все удалось ему в равной степе ни, но материал им собран благодарнейший и, хотя о тобольской печати XVIII века на писано уже немало, ощущается нужда в сводной работе по этому вопросу, тем бо л ее— в рабпте, сочетающей общедоступ ность с научной основой. Сделанное В. Пав ловым свидетелоствует, что у него имеются возможности для создания такого произве дения. Но пока он только приоткрыл дверь в прошлое. В его власти распахнуть ее так, чтобы читатель уьидел подвиг, совершенный много лет назад на берегах Иртыша, во всем его многообразии и значении для тех дале ких лет и для наших дней. ВИКТОР УТКОВ П. С. ФАТЕЕВ. Михаил Михайлов — ре волюционер, писатель, публицист, М., «Мысль», 1969. О Михаиле Михайлове до последнего времени не было монографий. Книга П. С. Фатеева восполняет этот пробел. Она со стоит из введения и пяти глав. «Пробужде ние», «В годы «мрачного семилетия», «Нака нуне революционной ситуации (1856 — 1858)», «В годы революционной ситуации (1859—1861)», «Последние годы борьбы и жизни (1861 — 1865)» Большой интерес представляет обстоя тельный историографический обзор литера туры о Михайлове; здесь взыскательной кри тике подвергнута буржуазно-либеральная фальсификация его политической и литера турной деятельности, широко освещена ра бота советских исследователей о жизни, литературной деятельности, революционной борьбе видного шестидесятника, одного из предшественников русской революционной социал-демократии, идейного соратника и друга Н. Г. Чернышевского. Прослеживая эволюцию поэта л роман тизма к реализму, автор делает справедли вый вывод, что «великие учители Михайло ва —Пушкин, Кольцов и Лермонтов —по могают ему понять высокое назначение поэ та и занять в литературе 40-х годов почет ное место среди реалистов и демократов». В книге подробно рассматриваются ху дожественные, переводные и критико-биб лиографические произведения Михайлова 50-х годов. Романы, повести и рассказы пи сателя, по мысли автора, были направлены против крепостничества, а также против ро мантизма как творческого метода (к приме ру, роман «Камелия»), Особый интерес представляют главы «В годы революционной ситуации (1859 — 1861)», «Последние годы борьбы и жизни (1861 — 1865)». Идейность, народность, знание жизни, эмоциональность, искренность, совершенство формы —главные принципы художественно го мировоззрения и манеры письма М. Ми хайлова. «В своей идейной борьбе против старого мира Михайлов широко использовал твор чество Генриха Гейне. Генрих Гейне был самым популярным, самым читаемым гер манским писателем именно потому, что его творчество было связано с его временем, с идеологической подготовкой революции...» Обстоятельно освещена революционная деятельность М. Михайлова, его работа по созданию революционного подполья, орга низации издания и распространения неле гальной революционной литературы. Специальные разделы посвящены аресту М. Михайлова жандармами III отделения, допросам ь Тайней канцелярии, сенатской расправе, гражданской казни, сибирским встречам с революционерами в пути на ка торгу. Например, в Чите «Михайлов сутки отдыхал, проведя время с жившим здесь де кабристом Завалишиным. Он подробно рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2