Сибирские огни № 04 - 1971
мы. Как важно «в потоке прозаичных дел» разгадать грядущее бессмертие в челове ке, живущем рядом с тобой! И сам поэт стремится раскрыть многообразие духовно го облика современника, «тайну» его лич ности. Ю. ИВАНОВ ВИТАЛИЙ ПАВЛОВ. За кованой дверью «Уральский следопыт», 1970, № 6, 7. Журнал «Уральский следопыт» имеет хо рошую традицию — печатать материалы по историческому краеведению. Среди них сле дует отметить повествс.ьгние В. Павлова о возникновении печати на берегах Иртыша. Автору удалось популярно рассказать о примечательных событиях, что происходили немногим менее двухсот лет назад в То больске и о которых вот уже более ста лет ученые высказывают различные суждения и оценки. Большинство исследователей, рассматри вая тобольскую печать конца XVIII века, останавливалось главным образом на жур нале «Иртыш, превращающийся в Иппок- рену», а из авторов ею выделяли поэта Панкратия Сумарокова Его считали основ ной фигурой тобольской журналистики, ее вдохновителем и организатором. В. Павлов в своем повествовании тоже говорит о Сумарокове как о центре, объе диняющем литературные силы тогдашнего Тобольска, но подлинными организаторами и вдохновителями тобольского печатного дела считает Василия и Дмитрия Корниль- евых. Это, на наш взгляд, более соответст вует истине. Начало сибирской печати именно в То больске, а не в каком-либо другом городе Зауралья, стало возможным в значительной мере благодаря Корнильевым. В Иркутск, например, еще в 17о5 году оыло доставлено типографское оборудование Однако оно не было использовано. В 1804 г сибирский ге нерал-губернатор И О. Селифонтов доносил в столицу, что типографские инструменты «остаются без всякого употребления и не которые из них от долговременного лежания пришли уже в негодность». Корнильев заводит типографию «своим коштом», добивается в начале 1789 г. ее открытия, печатает первую книгу «Училище любви», в том же году выпускает б е с п л а т н о четыре книги журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и начинает подготовку ряда изданий которые впослед ствии выйдут из печати. Замыслы его идут далеко: «он., желает производить на пер вый случай печатание книг на Российском диалекте гражданскими литерами и впредь стараться будет и на разных иностранных...» Без доброй воли В. Я. Корнильева и его сына Дмитрия, все это вряд ли было возможным Начинание Корнильевых встре тило в Тобольске поддержку как со сторо ны администрации (Алябьев. Бахтин,), так и со стороны тогдашнего культурного слоя города (учителя народного училища, Сума роковы, Пушкины и др.). В. Павлов раскрывает обстановку в ко торой возникло корнильевсксе предприятие, стремится дать объективный исторический фон событиям, происходившим в Тобольске, сообщает о своих интересных находках. Читатель узнает, например, подробности о первом тобольском издании «переведен ной с французского языка английской по вести «Училище любви» — о ее сюжете, осо бенностях издания, месте повести в тогдаш ней литературе, причинах ее появления на берегах Иртыша, видит в журнале воспро изведение ее титульного листа Все исследо ватели, писавшие о тоболы кой печати ра нее, ограничивались только общей характе ристикой повести. Следует также отметить и главу, посвя щенную другому тобольскому изданию — «Историческому журналу...». Длительное время этот журнат считался почти мифом. Одни исследователи сомневались в том, что он существовал, другие сообщали о нем не верные сведения. Между тем, экземпляры журнала имелись в библиотеке Тобольского музея и в отделе редких книг библиотеки им. В. И. Ленина. С журналом были знако мы и публиковали материалы о нем М. А. Алпатов, автор содержательной статьи о тобольской печати во «Французском еже годнике за 1961 г.» (М., 1962) и Я. Р. Ко шелев в книге «Русская фольклористика Сибири» (Томск, 1962). В. Павлов, дополняя предыдущие публи кации, рассказывает о первом номере этого журнала (второй пока не найден), его со держании, о роли в выпуске журнала Д. Корнильева. Мы не сомневаемся, что «Исторический журнал...» — первое краевед- ное издание в Сибири — станет предметом пристального изучения специалистов. Автор повествования «За кованой дверью» несомненно располагает достаточ ным знанием материала —это чувствуется по многим точным деталям прошлого, но все же он не смог еще полностью освобо диться от традиционных представлений о тобольской печати. В частности, он недооце нил роль И. Бахтине в тобольской журнали стике, увлекся пересказом злоключений Су марокова, и так хорошо известных по мно гим публикациям, мало сказал о книжной продукции Корнильевых, чрезвычайно инте ресной и значительной. Имеются в повествовании и неточности. В. Павлов говорит, что все, кто ни писал о Корнильевых в наше время и до революции, в том числе и А. И Дмитриев-Мамонов, не упоминают о том, что тобольский типограф владел бумажной фабрикой. Это неверно. Дмитриев-Мамонов и псследующие исследо ватели писали о бумажной фабрике Кор нильева. Более того, в репродукции доку мента, иллюстрирующего повествование В. Павлова и взятого из книги Дмитриева- Мамонова, ясно различимы слова: «Тоболь ского 1-й гильдии купца и бумажной фабри ки фабриканта Василия Корнильева».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2