Сибирские огни № 04 - 1971

рении—кровная связь с историей народа, гордость нашего современника высотами, на которое поднялось Отечество, идейное, родство далеких друг от друга поколений: «Мы нашим внукам подотчетны, как внуки подотчетны нам». Образный смысл названия сборника — «Тайны снега» — это смысл мгновений, спрессованных в век.Извлечь из сложивше­ гося исторического слоя поучительное, цен­ ное для сегодняшнего дня —так осознает В. Туркин свою поэтическую задачу. Выделение в книге трех циклов -—«Солн­ це», «Время» и «Человек» — приблизитель­ но соответствует тематической классифика­ ции стихов. В первый преобладают патрио­ тические и героические мотивы. В. Туркин перелистывает страницы исюрии, думает о тех людях, жизненный подвиг которых символизирует бессмертие народа: Пушкин, Циолковский, Киров, Неизвестный солдат... Не все стихи здесь одинаково впечатля­ ют. Порой В. Туркин ограничивается кон­ статацией очевидного («Летчики»), аллего­ рией, лежащей на поверхности («Санька- целинник»), воспроизводит знакомое зву­ чание. Так, финал стихотворения «Солдат­ ские губы» слишком близок знаменитой «Комсомольской песне» Иосифа Уткина. Но всюду есть запоминающиеся строки, непредусмотренные повороты лирического сюжета. «Время» —самый разнообразный в книге цикл, оригинальный по мотивам, интонаци­ онно раскованный. Здесь сосредоточены ли­ рико-философские рассуждения, составляю­ щие существо поэзии В. Теркина. Кроме отмеченных вначале, удачны лаконичные, емкие по смыслу миниатюры. Об уделе ве­ ликих: Им в жизни больше всех нести усталость. И смертью пот не высушить на лбах: Не двигаясь, Стоять на пьедесталах, Тогда как прочим — Отдыхать в гробах. Сказано несколько мрачно, но справед­ ливо. Своеобразие философских миниатюр В. Туркина — в соединении патетики и скрытой сатиры. Глубокая серьезность, стремление смот­ реть в корень вещей не мешает жизнера­ достному восприятию окружающего. Каж­ дую секунду жизни поэт живет всей пол­ нотой чувств. Он сохранил способность удивляться малости, осталось мальчишес­ кое, озорное. Может быть, поэтому орга­ ничны для него сказошые стихотворения, которые можно смело помещать в детскую книжку («Сказка», «Декабрь»), «Наивный мечтатель», как называет сам себя ге­ рой, не хочет соглашаться в споре с уче­ ным сухарем, неопровержимо доказываю­ щим «белково-кислотную наготу» живого мира. И хотя поэт не приводит никаких аргументов, кроме права на тайну, сим­ патии на его стороне. Неоднократно В. Туркин заводит речь об изначальных щ авственных нормах лю­ дей —доброте, доверии, великодушии. Но внушая добрые чувства, автор знает, что прямым нравоучениям никто не внемлет. Потому он часто прибегает к аллегории.. Иногда удачно, как в «Тенях» —стихотво­ рении со счастливо найденным сюжетом. В жаркий день, в ожидании автобуса, в тень, отброшенную героем, укрылся некто «мелкий, потный, гладкий». Он «прилип­ чиво и верно перемещался вслед за мной». Без нажима возникает тема двойника, за­ полняющего теневые стороны личности че­ ловека. Но порой поучение приделывает­ ся искусственно («Легенда»), Или сама аллегория слишком бедна содержанием («Сказка для взрослых»). Разбавление мо­ ральной пилюли юмором тоже не всегда выручает. Есть опасность опуститься до непритязательного конферанса. Так полу­ чилось у В. Туркина в стихотворении: «Не говори о женщинах поспешно и не суди их строго без причин. Они бы век свой прожили безгрешно, когда бы рядом не было мужчин» и г п. В дидактическом жан­ ре особенно требуется чувство меры, ост­ рота мысли, энергия выражения Заключаю, сборник «Тайны снега» две небольшие поэмы «Ишимский монолог» —• попытка рассказать о сегодняшней деревне. Герой произведения — начинающий предсе­ датель ишимского колхоза. Автору хвати­ ло бы дыхания на поэму. Он владеет выра­ зительным диалогом, умело очерчивает ха­ рактеры; его рассказ довольно занимателен. Но сюжетный конфликт «Ишимского моно­ лога» представляется слишком надуманным и облегченным. В самом деле, что происхо­ дит в поэме? Сначала новый председатель появляется перед колхозниками... на носил­ ках. От станции до села он ехал по разби­ той дороге в кузове грузовика. Во второй части поэмы, лежа целыми днями и имея дело только с бумагами, он проникает в суть колхозных дел. Выздоровев, на глазах всего села объезжает ретивого коня и тем самым, кажется, перебарывает недоверие к «чужаку»- Не слишком ли романтично все это для произведения о деревне? Поэма «Человек»—вид распространен­ ной сейчас автобиографической поэмы, в которой авторы стремятся, по удачному вы­ ражению Б. Ручьева «веси мир в своем увидеть, в малом». Этой вещи В. Туркина недостает, на наш взгляд, организующей мысли. Поэма рассыпается на ряд кусков, а философские обобщения о человеке «вооб­ ще», долженствующие оправдать громкую заявку, не всегда весомы. Но все же это частности, не зачеркивающие значительно­ сти целого. Автору очень удался конкретно­ исторический очерк биографии своего по­ коления. поколения Зои Космодемьянской. Образ Зои, как и в стихотворении «Петри- щево», создан В. Туркиным с большим во­ одушевлением и лирической проникновен­ ностью. Для героя поэмы Зоя — сверстница, чуть ли не соседка и даже мимолетная зна­ комая,—становится, после своего подвига, болью сердца, совестью, судьбой. Заветная мысль автора сформулирована в конце поэ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2