Сибирские огни № 04 - 1971
рении—кровная связь с историей народа, гордость нашего современника высотами, на которое поднялось Отечество, идейное, родство далеких друг от друга поколений: «Мы нашим внукам подотчетны, как внуки подотчетны нам». Образный смысл названия сборника — «Тайны снега» — это смысл мгновений, спрессованных в век.Извлечь из сложивше гося исторического слоя поучительное, цен ное для сегодняшнего дня —так осознает В. Туркин свою поэтическую задачу. Выделение в книге трех циклов -—«Солн це», «Время» и «Человек» — приблизитель но соответствует тематической классифика ции стихов. В первый преобладают патрио тические и героические мотивы. В. Туркин перелистывает страницы исюрии, думает о тех людях, жизненный подвиг которых символизирует бессмертие народа: Пушкин, Циолковский, Киров, Неизвестный солдат... Не все стихи здесь одинаково впечатля ют. Порой В. Туркин ограничивается кон статацией очевидного («Летчики»), аллего рией, лежащей на поверхности («Санька- целинник»), воспроизводит знакомое зву чание. Так, финал стихотворения «Солдат ские губы» слишком близок знаменитой «Комсомольской песне» Иосифа Уткина. Но всюду есть запоминающиеся строки, непредусмотренные повороты лирического сюжета. «Время» —самый разнообразный в книге цикл, оригинальный по мотивам, интонаци онно раскованный. Здесь сосредоточены ли рико-философские рассуждения, составляю щие существо поэзии В. Теркина. Кроме отмеченных вначале, удачны лаконичные, емкие по смыслу миниатюры. Об уделе ве ликих: Им в жизни больше всех нести усталость. И смертью пот не высушить на лбах: Не двигаясь, Стоять на пьедесталах, Тогда как прочим — Отдыхать в гробах. Сказано несколько мрачно, но справед ливо. Своеобразие философских миниатюр В. Туркина — в соединении патетики и скрытой сатиры. Глубокая серьезность, стремление смот реть в корень вещей не мешает жизнера достному восприятию окружающего. Каж дую секунду жизни поэт живет всей пол нотой чувств. Он сохранил способность удивляться малости, осталось мальчишес кое, озорное. Может быть, поэтому орга ничны для него сказошые стихотворения, которые можно смело помещать в детскую книжку («Сказка», «Декабрь»), «Наивный мечтатель», как называет сам себя ге рой, не хочет соглашаться в споре с уче ным сухарем, неопровержимо доказываю щим «белково-кислотную наготу» живого мира. И хотя поэт не приводит никаких аргументов, кроме права на тайну, сим патии на его стороне. Неоднократно В. Туркин заводит речь об изначальных щ авственных нормах лю дей —доброте, доверии, великодушии. Но внушая добрые чувства, автор знает, что прямым нравоучениям никто не внемлет. Потому он часто прибегает к аллегории.. Иногда удачно, как в «Тенях» —стихотво рении со счастливо найденным сюжетом. В жаркий день, в ожидании автобуса, в тень, отброшенную героем, укрылся некто «мелкий, потный, гладкий». Он «прилип чиво и верно перемещался вслед за мной». Без нажима возникает тема двойника, за полняющего теневые стороны личности че ловека. Но порой поучение приделывает ся искусственно («Легенда»), Или сама аллегория слишком бедна содержанием («Сказка для взрослых»). Разбавление мо ральной пилюли юмором тоже не всегда выручает. Есть опасность опуститься до непритязательного конферанса. Так полу чилось у В. Туркина в стихотворении: «Не говори о женщинах поспешно и не суди их строго без причин. Они бы век свой прожили безгрешно, когда бы рядом не было мужчин» и г п. В дидактическом жан ре особенно требуется чувство меры, ост рота мысли, энергия выражения Заключаю, сборник «Тайны снега» две небольшие поэмы «Ишимский монолог» —• попытка рассказать о сегодняшней деревне. Герой произведения — начинающий предсе датель ишимского колхоза. Автору хвати ло бы дыхания на поэму. Он владеет выра зительным диалогом, умело очерчивает ха рактеры; его рассказ довольно занимателен. Но сюжетный конфликт «Ишимского моно лога» представляется слишком надуманным и облегченным. В самом деле, что происхо дит в поэме? Сначала новый председатель появляется перед колхозниками... на носил ках. От станции до села он ехал по разби той дороге в кузове грузовика. Во второй части поэмы, лежа целыми днями и имея дело только с бумагами, он проникает в суть колхозных дел. Выздоровев, на глазах всего села объезжает ретивого коня и тем самым, кажется, перебарывает недоверие к «чужаку»- Не слишком ли романтично все это для произведения о деревне? Поэма «Человек»—вид распространен ной сейчас автобиографической поэмы, в которой авторы стремятся, по удачному вы ражению Б. Ручьева «веси мир в своем увидеть, в малом». Этой вещи В. Туркина недостает, на наш взгляд, организующей мысли. Поэма рассыпается на ряд кусков, а философские обобщения о человеке «вооб ще», долженствующие оправдать громкую заявку, не всегда весомы. Но все же это частности, не зачеркивающие значительно сти целого. Автору очень удался конкретно исторический очерк биографии своего по коления. поколения Зои Космодемьянской. Образ Зои, как и в стихотворении «Петри- щево», создан В. Туркиным с большим во одушевлением и лирической проникновен ностью. Для героя поэмы Зоя — сверстница, чуть ли не соседка и даже мимолетная зна комая,—становится, после своего подвига, болью сердца, совестью, судьбой. Заветная мысль автора сформулирована в конце поэ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2