Сибирские огни № 04 - 1971
пример, в главе «Марья», которая по этой причине мало чем дополняет образ Зофйи. Но ведь примеры эти говорят не о том, что сложный сплав недоступен автору, они свидетельствуют, скорее, о гом, что орга ничность сплава трудно достижима, она требует высокой взыскательности и мастер ства. Лучшие страницы повести М. Юрасо вой как раз и отличаются этими качествами. Почти одновременно с повестью «Если ты хочешь жить» появилась еще одна кни га о венгерском революционере: повесть А. Дунаевского «Подлинная история Кароя Лигети». Это художественно-документаль ное произведение, написанное в жанре ли тературного поиска. Понятно, что Дунаев ский, добираясь до истинных обстоятельств тех или иных событий, обязан был вы верять каждую легенду на точность. И пи сатель таким образом идет к проявлению подлинного хода событий ьс всех деталях и частностях. Обосновывая такой метод исследования, А. Дунаевский приводит сло ва А. Цвейга о легенде, опасность которой, по мнению немецкого писателя, в том и «состоит, что истинно трагическое» в ней «замалчивается в угоду трогательному». Конечно, для писателя, работающего в художественно-документальном жанре, по добное настороженное отношение к легенде оправдано, продиктовано самим характером жанра. Для произведения, в котором ярко выражена романтическая направленность, а именно это свойственно повести М. Юрасо вой «Если ты хочешь жить», легенда не только опасна, но она и необходима для раскрытия образа центрального героя — Кароя Лигети. Как много потеряла бы повесть, как много осталось бы нам неясным в облике венгерского революционера без легенды о Петефи, рассказанной в главе «Кто он, этот узник?». Еще в середине прошлого века сидел в Омской тюрьме тайный узник, научивший своего русского товарища воль ным мадьярским песням. Простой кузнец и в глубокой старости хорошо помнит стихи Петефи. «Странным, очень странным, поч ти невероятным казалось Карою услышать эту песню о старом Беме почти на другом конце земли — в Сибири, да еще из уст этого древнего старика». Как заворо женный, слушает Карой старика дальше и узнает, что тайный узник, похороненный в Омске, носил ту же фамилию, что и вели кий поэт Венгрии. Здесь в Сибири, как и в детстве, звучат стихи любимого поэта, учившего Кароя жить, любить, думать. Неужели здесь, где-то рядом покоится и прах Петефи? Ведь в народе и сейчас жива легенда: «Нет, не погиб Шандор Петефи в тот далекий июльский день 1849 года — страшный день гибели венгерской рево люции». Во многих последующих главах повести мотив этот находит свое продолжение и развитие. Тем самым автор художественно раскрывает силу поэтических, революцион ных и интернациональных традиций, полу чивших столь яркое воплощение в поэте, революционере и интернационалисте ново го века —Карое Лигети. Не отступает писательница от правды истории и в том случае, когда использует одно из преданий гибели отряда интерна ционалистов во главе с Лигети. Больше того, самый характер эмоционально-лири ческого повествования требовал решения конфликта в романтическом плане. В таком же ключе написана и заключающая книгу новелла «Памятник». Стоит памятник над братской могилой людей, казненных Колчаком в 1919 году. Живут разные легенды об этих людях и се годня. В далекой Венгрии легенда утвержда ет, что скульптор воплотил в фигурах па мятника образы Лигети и Зофии. В степных сибирских селах и таежных поселках про образами изваяния считают других героев гражданской войны. «Что ж,—замечает автор,'—в каждой из этих легенд —своя правда». Своеобразие книги М. Юрасовой «Если ты хочешь жить», ее идейное богатство и художественное достоинство видятся в том, что писательница чувствует, ощущает эту правду в легендах и преданиях, она умеет органически соединить позэию легенд и преданий с фактом, добытым кропотливым трудом исследователя. И то и другое слу жит высокой цели художественного пости жения истории, прославлению героики ре волюции. э. ШИК ВЛАДИМИР ТУРКИН. Тайны снега. М., «Сов. писатель», 1970. Стихотворение Владимира Туркина, рас крывающее секрет его мировосприятия, на чинается с неожиданного допущения: Надо сразу старым бы родиться, В старую бы женщину влюбиться, Кольца обручальные надеть И от года к году молодеть. Подобный парадокс природы послужил для одного из западных фантастов фабу лой юмористического жития. В. Туркин то же, конечно, чувствует юмор ситуации. Но для чего она понадобилась поэту? Ведь не для того, чтобы напомнить о бессилии че ловека перед фатумом, посмеяться над бес цельностью существования, как в упомяну том рассказе Пег, поэт жаждет мудрости. С лукавой улыбкой он соглашается прожить жизнь в обратном порядке, чтобы умереть «в предчувствии рожденья». В новых лирико-философских стихах, вошедших в сборник «Тайны снега», В. Тур кин опять прибегает к излюбленному прие му исходить из несбыточного. Д а будь я временем не связан,— Как жизнь была б ни коротка,— Я б всю ее не прожил сразу, А разделил бы на века Реализуя фантастическое условие, автор спускается по лестнице времени «к истокам, с которых зарождалась Русь». В стихотво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2