Сибирские огни № 04 - 1971
период —от завершения гражданской войны до начала сплошной коллективизации. Но во всех трех романах присутствует одно сквозное действующее лицо — Сибирь, про должающее активно воздействовать на ге роев, на склад их характеров, на их мыш ление и поступки. С точностью географа и выразитель ностью художника автор продолжает разви вать, расширять образ Сибири. Реки в ро мане имеют каждая свой облик, свой харак тер. На бурном Васюгане произошла тра гедия, приведшая к гибели первой коммуны. Тихий, богатый Тым стал трудной, но счаст ливой дорогой для Нюшки Исаевой к насто ящей жизни. На берегах чистой, прозрачной Томи нашел свое место в жизни Алешка, сын Романа Бастрыкова, погибшего предсе дателя Васюганской коммуны. А могучая Обь, величественно принимающая в себя все свои притоки, словно бы объединила от дельные эпизоды Алешкиной судьбы в еди ную цельную жизнь. Образ Романа Бастрыкова наделен чер тами некоторой исключительности. Он силь нее всех, лучше всех умеет трудиться, удач ливее всех на охоте. У него гибкий и глубо кий ум, умеющий разгадывать и предусмат ривать, его любовь к сыну особенно нежна, он трудно, но стойко перебарывает, в себе любовь к Лукерье, жене товарища-комму- ниста. Бастрыков — образ крупный, живой, вы зывающий читательские симпатии. Его ис ключительность идет вовсе не от авторской заданности, писатель точно изображает один из ведущих типов самого начала двадцатых годов. После убийства Бастрыкова коммуна распадается, растерянные и унылые люди разбредаются с Васюгана. Да, в тех первых, еще незрелых ячейках нового советского об щества зачастую все держалось только на вожаках-коммунистах, на их личном муже стве, организаторском таланте, человеческом обаянии. В зтом суть и историческая прав да образа Бастрыкова. Для уяснения концепции романа «Отец и сын» весьма важен образ Прасковьи Скобе- евой, двадцатидвухлетней учительницы-ком сомолки. На ее девичьи плечи ложится труд ный долг: она назначается уполномоченным по выселению кулаков. «Ну. вот, Панка, ты мечтала когда-то о баррикадах. Твоя мечта сбылась»,—думает она. Скобеева гибнет от мстящей кулацкой руки. Перед смертью в больнице она пишет; «Мне трудно, почти невозможно писать, но я спешу рассказать всю правду. Людские сердца отходчивы... С высоты пройденных лет легко судить о прошлом. Может быть, найдутся такие, которые скажут: «А не очень ли вы, дорогие наши предшественники, были жестоки, когда изгоняли Михея Колупаева или маложировского мельника? Может быть, •следовало бы как-то иначе поступить с ними?» Комсомолка двадцатых годов Панка Ско- ■беева решительно вмешивается в наш сегод няшний разбор и оценку истории. За последние годы, пожалуй, ни одна проблема полувековой истории советского общества не породила столько художествен ных произведений, как проблема становле ния новой деревни, ее коллективизации. Это вполне понятно, ибо ленинизм всегда учил* что для пролетарской революции самой сложной будет проблема крестьянства. Советская литература интенсивно иссле дует ее в разных аспектах, с разной сте пенью сложности Один из неисчерпаемых аспектов этой проблемы берет Г. Марков и со страстной убежденностью раскрывает ис токи той суровости и ожесточенности, с ко торой батраки и бедняки, при полной под держке советского государства, проводили ликвидацию кулачества как класса. Отец и сын Бастрыковы сверх меры хлеб нули нещадной эксплуатации и унижения в годы батрачества. Магь Алексея растерзана белогвардейцами. Кулак Исаев убил остяка Еську, возглавил убийство Романа и других большевиков из Васюганской коммуны. Дочь раскулаченного мельника Аграфена Брызгалова убивает Скобетву. Жестокой правдой тех лет дышит «Протокол строго секретного закрытого комсомольского соб рания Песочинской ячейки», приговариваю щий к смерти Аграфену Брызгалову: «Рас стрелять ее, как бешеного зверя, из охот ничьего ружья, пулей на медведя. Поручить Мефодию Сероштанову привести приговор в исполнение. Тело этей кулацкой суки сжечь вместе с заимкой, потому чго как она не достойна погребения в нашей священной и свободной земле». С вершины нашего сегодняшнего зрелого понимания, этот протокол легко представля ется вопиющим нарушением социалистиче ской законности, ибо. конечно же, комсо мольским организациям не дано права узур пировать функции суда. Но в той обжигаю щей обстановке, в которую погружает нас время, отображенное в романе, этот гневный и категоричный протокол имеет свою ло гичность. Такова правда истории, ответ пи сателя на вопрос Прасковьи Скобеевой, об ращенный к нам, к потомкам. Книги Г. Маркова, каким бы отдаленным временам они ни были посвящены, всегда участвуют в сегодняшних идеологических схватках, в решении злободневных проблем. В 1969 году опубликована первая книга нового романа. Название его знаменательно, оно как бы обобщает все творчество Г. Мар кова,— «Сибирь». Пока еще только определены сюжетные линии и характеры главных героев романа, их завершение будет в последующих книгах. Но и сейчас уже видно, как писатель слов но концентрическими кругами расширяет свое познание Сибири, свои раздумья о ней. От непосредственных впечатлений, от изуче ния истории он идет к осмыслению мирового значения этого великого края нашей Роди ны. Русский патриот профессор Лихачев, вынужденный эмигрировать из царской Рос сии, готовится передать материалы своего многолетнего исследования Сибири болыне-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2