Сибирские огни № 04 - 1971
ного достояния, от посягательства кула ков и царских чиновников Если Матвей в своем развитии прошел большой путь от деревенского парня-охот- иика до сознательного революцирнера, ко мандующего партизанской армией1; если его жена Анна пережила сложный душевный перелом, то мировоззрение и образ жизни деда Фишки на протяжении романа не пре терпели особых изменений. Оставшись про стым охотником, он в большевистской прав де легко и естественно нашел свою, кресть янскую, правду Образ деда Фишки имеет принципиаль ное значение, несет на себе важнейшую идейно-художественную нагрузку. В 1956 году в статье «Истоки творчества» Г. Мар ков писал: «...среди литературы о Сибири некоторые произведения В. Шишкова, а также сочинения ряда бытописателей этого края вызывали у меня оппозицион ное чувство. Мне казалось обидным, что си бирская деревня рисуется неумытой, дикой, неумной, беспросветной» В некоторых произведениях, созданных в первые годы советской власти, подчеркива лась стихийность, несознательность участия крестьян в революции и гражданской вой не. Эти произведения, вроде первого вари анта «Партизанских повестей» Вс. Иванова, писались по горячим следам, и авторам трудно было глубоко разобраться в гигант ском смерче действительности, вздыбленном революцией. Но на некоторое время кон цепция стихийности как-то утвердилась не только в художественной, но и в истори ческой литературе. Роман «Строговы» разрушает эту старую концепцию. Писатель доказывает образом Матвея, что большевистское влияние упор но проникало в самые глухие сибирские де ревни еще задолго до революции. Образом деда Фишки он утверждает, что для такого влияния там была готовая почва. Строго реалистическая, обстоятельная манера повествования, точная в описаниях, скупая на метафоричность языка и «поло водье» субъективных авторских чувств, оп ределена идейной задачей: писатель хотел воздействовать не только на эмоции чита телей, ему надо было быть доказательным, исторически достоверным, ибо дело шло о строгой правде истории. И это превосходно удалось, потому что он знал сибирскую де ревню не понаслышке. В 1955 году г Иркутске была издана первая книга романа «Соль земли». В 1960 завершен весь роман. Действие здесь раз ворачивается после Великсй Отечественной войны. Матвей и Анна Строговы уже умер ли. Героями «Соли земли» являются их де ти: Марина — научный работник, Артем — секретарь райкома партии, Максим — заве дующий отделом обкома партии. Их судь бы тесно связаны не только между собой, но и с судьбами таежных жителей Марея, Михаила Лисицына и его дочери Ульяны, научного работника Алексея Краюхина и других. Как и в «Строговых», сюжетный стер жень нового романа — борьба за Улуюль- скую тайгу. Но это уже борьба не порабо щенных за право владеть землей, а хозяев земли за наиболее полное и рачительное использованиэ ее богатств. «Соль земли» особенно ярко свидетель ствует о том. что писатель и общественный деятель воедино слиты в облике Георгия Маркова Памятуя его очерки и публицисти ческие выступления з «Правде», его дей ствия в качестве депутата Верховного Со вета СССР от одного из сибирских избира тельных округов, мы убеждаемся, что об щественная деятельность насыщает идеями роман, а художественное творчество помо гает в решении важных общественных проблем. «Пламенная страсть», говоря лермон товскими словами, владеет Г. Марковым: всячески способствовать развитию Сибири, интенсивному и рачительному использова нию ее неисчислимых богатств. Бурный про цесс развития Сибири порождает столько важнейших проблем, что их отображение в художественной форме романа приобрета ет глобальный, типический смысл, вырастает до общей проблематики путей коммунисти ческого хозяйствования на земле. «Соль земли»— 10 лько по материалу, по месту действия роман сибирский, а по идейному содержанию, по постановке важ нейших вопросов современности он приоб ретает широчайшее звучание. Много проблем ставит писатель в романе. Честный и прямой Артем иногда мыслит слишком узко, местнически, в пределах еже дневных, текущих задач На этой почве у не го возникают разногласия с Максимом. И читатель вместе с героями раздумывает о правильных и неправильных методах руко водства, о необходимости широкого, пер спективного мышления, которого партия тре бует от всех руководи! елей. Мы наблюдаем напряженную борьбу Ма рины и Краюхина против рутинеров и карье ристов в научной среде, за тесную связь нау ки с практикой, с производством. Герои романа стремятся поднять ини циативу на местах, вмешиваются в попытки насадить в сельском хозяйстве нездоровое рекордсменство Их личная жизнь тесно свя зана с огромной жизнью страны, их силь ные характеры испытываются и закаляются в разрешении главных проблем действитель ности. Книга писалась в 1953—1959 годах, ког да все эти вопросы только еще возникали, только начинали ставиться. Тем больше чес ти гражданской, партийной активности писателя! Следующий роман — «Отец и сын» — яв ляется как бы средним звеном, связующим «Строговых» и «Соль земли». Пускай здесь другие герои — отец и сын Ьастрыковы,—но именно они передают эстафету истории от Матвея Строгова его сыновьям. История семьи Бастрыковых расчленяет историю семьи Строговых на целый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2