Сибирские огни № 04 - 1971

Не обходит автор и таких «щепетиль­ ных» факторов в художественной деятель­ ности, как признание художника, его често­ любие, выделяя их положительный смысл: «Зрелый, знающий цену своему труду ху­ дожник ценит нередко славу и известность потому, что хорошо понимает: награды и почести важны не только сами по себе, сколько как свидетельство объективной зна­ чимости его деятельности. Признание со­ временников позволяет ему при прочих рав­ ных условиях работать свободнее и актив­ нее, его стимулирует сознание своей нуж­ ности людям». Таким же стимулом, по мнению автора, является и материальная заинтересован­ ность в результатах труда художника. Дей­ ствительно, пока для художника-профессиО- нала искусство является единственным средством к существованию, получение воз­ награждения за труд выступает как стиму­ лирующий фактор. Однако, сдается, автор здесь допускает передержку, утверждая, будто у материально нуждающегося писа­ теля творческая отдача будет большей, чем у материально обеспеченного. В количествен­ ном отношении —пожалуй, но в качествен­ ном —нет. Достоевский многократно жало­ вался, что необходимость работать ради де­ нег не дает ему совершенствовать в полную меру язык и все произведение. Материаль­ ная обеспеченность, скажем, Л. Толстого нисколько не снижала интенсивности его художественного творчества. Последний раздел «К проблеме: общение художника с миром» написан несколько слабее предыдущих, он растянут и значи­ тельно повторяет уже известное. Но и здесь встречаются интересные высказывания, на­ пример, о получении информации художни­ ком о мире, о влиянии на личность худож­ ника окружающей среды. Е. Громов уделяет внимание и так называемой «неконтактно- сти» таланта, и месту в его творческой жиз­ ни семьи, любви, друзей и, самое главное, необходимости бережного отношения к та­ ланту, постоянной поддержки его, чуткости и внимания. В. И. Ленин, узнав о конфликте между Демьяном Бедным и работниками га­ зеты «Правда», писал в редакцию: «Не при­ дирайтесь, друзья, к человеческим слабо­ стям! Талант — редкость. Надо его система­ тически и осторожно поддерживать. Грех будет на вашей душе, большой грех (во сто раз больше «грехов» личных разных, буде есть таковые...) перед рабочей демок­ ратией, если вы талантливого сотрудника не притянете, не п о м о ж е т е ему». Интересная книга Е. С. Громова «Худо­ жественное творчество», несомненно, ока­ жет добрую службу мастерам литературы и искусства", участникам художественной са­ модеятельности, всем, кто стремится загля­ нуть в таинственные лабиринты художест­ венного процесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2