Сибирские огни № 04 - 1971
Не обходит автор и таких «щепетиль ных» факторов в художественной деятель ности, как признание художника, его често любие, выделяя их положительный смысл: «Зрелый, знающий цену своему труду ху дожник ценит нередко славу и известность потому, что хорошо понимает: награды и почести важны не только сами по себе, сколько как свидетельство объективной зна чимости его деятельности. Признание со временников позволяет ему при прочих рав ных условиях работать свободнее и актив нее, его стимулирует сознание своей нуж ности людям». Таким же стимулом, по мнению автора, является и материальная заинтересован ность в результатах труда художника. Дей ствительно, пока для художника-профессиО- нала искусство является единственным средством к существованию, получение воз награждения за труд выступает как стиму лирующий фактор. Однако, сдается, автор здесь допускает передержку, утверждая, будто у материально нуждающегося писа теля творческая отдача будет большей, чем у материально обеспеченного. В количествен ном отношении —пожалуй, но в качествен ном —нет. Достоевский многократно жало вался, что необходимость работать ради де нег не дает ему совершенствовать в полную меру язык и все произведение. Материаль ная обеспеченность, скажем, Л. Толстого нисколько не снижала интенсивности его художественного творчества. Последний раздел «К проблеме: общение художника с миром» написан несколько слабее предыдущих, он растянут и значи тельно повторяет уже известное. Но и здесь встречаются интересные высказывания, на пример, о получении информации художни ком о мире, о влиянии на личность худож ника окружающей среды. Е. Громов уделяет внимание и так называемой «неконтактно- сти» таланта, и месту в его творческой жиз ни семьи, любви, друзей и, самое главное, необходимости бережного отношения к та ланту, постоянной поддержки его, чуткости и внимания. В. И. Ленин, узнав о конфликте между Демьяном Бедным и работниками га зеты «Правда», писал в редакцию: «Не при дирайтесь, друзья, к человеческим слабо стям! Талант — редкость. Надо его система тически и осторожно поддерживать. Грех будет на вашей душе, большой грех (во сто раз больше «грехов» личных разных, буде есть таковые...) перед рабочей демок ратией, если вы талантливого сотрудника не притянете, не п о м о ж е т е ему». Интересная книга Е. С. Громова «Худо жественное творчество», несомненно, ока жет добрую службу мастерам литературы и искусства", участникам художественной са модеятельности, всем, кто стремится загля нуть в таинственные лабиринты художест венного процесса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2