Сибирские огни № 04 - 1971
едино: как интуиция чувственная и как ин теллектуальная. Безусловно, талант нельзя сводить только к интуиции; это замечает и сам Е. Громов, указывая на такие атрибу ты таланта, как зоркость, наблюдатель ность, активность воображения, но все же заметна тенденция автора к некоторому преувеличению роли интуиции в художест венном таланте. Такое раздувание -какой-то одной стороны таланта имело место в прош лом (например, сущность таланта Гегель видел в фантазии, Кант — в воображении) и не приближало пас к истине. Большое место в книге «Художествен ное творчество» уделяется вопросу о формах и типах вдохновения. Есть художники, ко торые заявляют, будто никогда не испыты вают вдохновения. «Не следует рассчиты вать на вдохновение,— говорил О. Роден.— Его не существует». Дело в том, что не у каждого художника вдохновение проявля ется «остро», как аффект, восторженно (один тип вдохновения). Есть и такого ро да вдохновение, которое Римский-Корса ков называл «хроническим», которое охва тывает весь промежуток времени от перво го замысла до окончательного завершения произведения; это — вдохновение-страсть, длящееся месяцы и годы. По утверждению автора, хотя результаты интуитивных про цессов проявляются как взрывы или вспле ски, все же творческую деятельность удает ся порой регулировать путем применения разных приемов; «Это —систематичность труда, совмещаемая с умением переклю чаться с одного вида занятий на другой, умение вовремя остановить работу, сосре доточиться на одних ее этапах, «забыв о других». У нас много написано об органической связи таланта художника с его мировоззре нием. В этом отношении Е. Громов уделяет внимание самому сложному и острому аспекту: часто возникающим несоответст виям, и даже противоречиям внутри миро воззрения. И он безусловно прав, утверж дая, что лучшие произведения противоре чивых по своим идейно-творческим взгля дам художников, таких, как Ф. Достоевский и Л. Толстой, А. Иванов, М. Врубель и К. Петров-Водкин, создавались не благода ря усложнению внутренних коллизий, а на пути их преодоления. Именно преодоление внутренних противоречий позволяет таланту максимально полно реализовать свои потен ции. Особенно примечательна следующая мысль автора: «Возникает странная ситуа ция, когда художник, разделяя прогрессив ные социально-политические убеждения, от рицает реализм в искусстве и отстаивает принципы конфигуративной живописи. Тем самым он как бы саморасщепляет свое ми ровоззрение и обрекает себя на значитель ную разорванность творческого мышления: стремясь выразить в своих произведениях большие идеи, имеющие вполне объектив ный смысл, близкие и понятные миллионам людей, он воплощает их в формах, лишен ных такого объективного смысла. И публика не воспринимает его идеи...». В искусстве идейная, партийная позиция автора прояв ляется как его эстетическая, творческая- позиция. В разделе «Пути созидания» рассматри вается диалектика традиции и новаторства в художественном творчестве. В этом отно шении творческий процесс выступает и как созидание, и как разрушение. В первом слу чае в результате самостоятельного мышле ния возникает что-либо новое, не существо вавшее ранее. Это новое произведение, бу дучи новаторским, должно быть самобыт но, оригинально. Но оригинально не в духе буржуазного эстетика А, Моля, относящего к высшим уровням оригинальности беспред метную живопись, поэтическую заумь, конк ретную музыку, т. е. все то, что носит бес предельный характер в неожиданности и непредвиденности информации. Продукт ху дожественной деятельности должен обла дать новизной не в смысле конструирования новых структур, а в смысле создания цен ности объективной, общественной. Преемст венность общественных ценностей и состав ляет линию традиций. Е. Громов выступает против рассмотрения традиции только в по зитивном плане. Традиции бывают разные, утверждает он, плохие и хорошие, прогрес сивные и реакционные, живые и устарев шие. В связи с этим анализируется вторая сторона —разрушение традиции, которое в искусстве проявляется не столь четко, как в науке, но все же имеет место. Вольтер на зывал Шекспира «талантливым варваром», Чехов отрицательно относился к Достоев скому и Гончарову. По мнению автора, та лант оказывается перед опасностью попасть под власть своих могучих предков. «Фор мируется коллизия: незнание ведет к «откры тию» открытого, многознание может обер нуться утратой собственной индивидуаль ности, мышлением эстетическими стереоти пами». Так что смысл следования художе ственным традициям заключается в необхо димости образовываться и вдохновляться классикой, всякое же другое следование традициям — например, подражание прие мам мастерства —равнозначно эпигонству. В прошлом, да^ и сейчас нередко, созда вались мнения о «странности» таланта, о «ненормальности» гения и т. п. Так в на чале XX в. психолог Ламброзо с удовольст вием доказывал, что «гений —это «просто» ненормальный, больной человек». Так же и Ницше в свое время утверждал, что невоз можно быть художником и не быть боль ным. Е. Громов доказательно опровергает подобные измышления, утверждая, что фи зическое и душевное здоровье очень нужно- художнику, ибо работа в искусстве требует не только максимального напряжения, абсо лютно полной отдачи самого себя делу, но и ясности сознания, трезвости ума. Не бо лезнь, а ее преодоление, торжество духа над физической немощью питают вдохно вение тех художников, которые оказались во власти недуга, и творчество Н. Остров ского — яркий пример тому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2