Сибирские огни № 04 - 1971
А. ПЕПЕЛЫШЕВ О т в о р ч е с т в е х у д о ж н и к а «Над чем работают, о чем^ спорят фи лософы...» Под такой рубрикой Издатель ство политической литературы выпускает се рию книг по самым острым проблемам со временности. Отрадно отметить, что в этой серии вместе с работами на такие новейшие темы, как, например, природа информации или моделирование мышления, вышел в свет и труд по проблеме вековой давности и вместе с тем всегда новой—о художест венном творчестве. Это —книга кандидата философских наук Е. С. Громова «Художе ственное творчество»1. Каждая новая эпоха по-своему загляды вает в таинственный механизм художест венного процесса. Его секреты разгадыва ли зеликие умы античности, Ренессанса, но вого времени, как философы, так и пред ставители искусства. Но несмотря на такое пристальное внимание к себе художествен ный феномен все еще продолжает оставать ся в какой-то степени загадкой. Эта загад ка влечет к себе в настоящее время и фи лософов, и психологов, и социологов, и ис кусствоведов. Особенность современного уровня исследования тайн творчества за ключается в том, что сейчас с этой целью привлекаются такие новейшие науки, как кибернетика, эвристика, теория информации, такие новейшие методы, как моделирование, анкетирование и интервьюирование. Интерес к художественному творчеству сегодня возрастает, во-первых, в связи с необходимостью изучения творческого ме ханизма для науки в целом, особенно для кибернетики при разработке сложных ав томатов и программ для электронно-вычис лительных машин; во-вторых, в связи с ис следованием особенностей новых видов ху дожественной деятельности, таких, как те левидение или художественное конструиро вание; в-третьих, с расширением сферы эстетического творчества на производстве, в быту, в отношениях между людьми и вовле чением в него широких масс трудящихся. 1 Е. С. Г р о м о в . Художественное творчество. (Опыт эстетической характеристики некоторых проблем). М., Политиздат, 1970. Слов нет, эта тема —художественное творчество —очень велика и многогранна. Поэтому автор поступил совершенно пра вильно, взяв только те вопросы ее, которые еще недостаточно решены в нашей эстети ческой литературе, или те, по которым ве дутся споры среди ученых и творческой интеллигенции. Книга вызывает живой ин терес прежде всего тем, что ее автор вы сказывает свежие, оригинальные мысли, затрагивает в творческом процессе такие мо менты, которые раньше исследователями или совсем опускались или рассматривались вскользь. Правда, не всегда и не во всем можно согласиться с автором, но, во всяком случае, его высказывания наводят на раз мышления. Центр тяжести исследования Е. Громова сосредоточен на анализе природы таланта художника. И хотя помимо разделов кни ги, посвященных непосредственно проблеме таланта («Талант и интуиция», «Талант и вдохновение»), имеются еще и другие, где творческий процесс рассматривается шире, все же и там суждения о таланте проходят через всю ткань повествования. Автор стремится как бы расколоть яд рышко тайны таланта и увидеть подногот ную художественного творчества. Что же составляет его суть? Суть таланта, при ходит к выводу Ё. Громов, заключена в ин туиции. «Интуиция,— пишет он,— так или иначе характеризует творческую личность. В искусстве. В науке. В технике. В филосо фии. Везде». А что такое интуиция? Автор отмежевывается от мистического и субъек тивно-идеалистического толкования интуи ции (Анри Бергсона и ему подобных) и рас сматривает сущность интуитивного позна ния с материалистической точки зрения: «Способность мысленно сокращать длитель ные пути движения к истине, миновать в во ображении разного рода «промежуточные станции» и есть, собственно, сущность ин туитивного познания». Причем важнейшее значение в художественном процессе при дается не всякой интуиции, а лишь продук тивной, той, которая ведет к открытию но вого в искусстве и которая выступает дву
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2