Сибирские огни № 04 - 1971

А. ПЕПЕЛЫШЕВ О т в о р ч е с т в е х у д о ж н и к а «Над чем работают, о чем^ спорят фи­ лософы...» Под такой рубрикой Издатель­ ство политической литературы выпускает се­ рию книг по самым острым проблемам со­ временности. Отрадно отметить, что в этой серии вместе с работами на такие новейшие темы, как, например, природа информации или моделирование мышления, вышел в свет и труд по проблеме вековой давности и вместе с тем всегда новой—о художест­ венном творчестве. Это —книга кандидата философских наук Е. С. Громова «Художе­ ственное творчество»1. Каждая новая эпоха по-своему загляды­ вает в таинственный механизм художест­ венного процесса. Его секреты разгадыва­ ли зеликие умы античности, Ренессанса, но­ вого времени, как философы, так и пред­ ставители искусства. Но несмотря на такое пристальное внимание к себе художествен­ ный феномен все еще продолжает оставать­ ся в какой-то степени загадкой. Эта загад­ ка влечет к себе в настоящее время и фи­ лософов, и психологов, и социологов, и ис­ кусствоведов. Особенность современного уровня исследования тайн творчества за­ ключается в том, что сейчас с этой целью привлекаются такие новейшие науки, как кибернетика, эвристика, теория информации, такие новейшие методы, как моделирование, анкетирование и интервьюирование. Интерес к художественному творчеству сегодня возрастает, во-первых, в связи с необходимостью изучения творческого ме­ ханизма для науки в целом, особенно для кибернетики при разработке сложных ав­ томатов и программ для электронно-вычис­ лительных машин; во-вторых, в связи с ис­ следованием особенностей новых видов ху­ дожественной деятельности, таких, как те­ левидение или художественное конструиро­ вание; в-третьих, с расширением сферы эстетического творчества на производстве, в быту, в отношениях между людьми и вовле­ чением в него широких масс трудящихся. 1 Е. С. Г р о м о в . Художественное творчество. (Опыт эстетической характеристики некоторых проблем). М., Политиздат, 1970. Слов нет, эта тема —художественное творчество —очень велика и многогранна. Поэтому автор поступил совершенно пра­ вильно, взяв только те вопросы ее, которые еще недостаточно решены в нашей эстети­ ческой литературе, или те, по которым ве­ дутся споры среди ученых и творческой интеллигенции. Книга вызывает живой ин­ терес прежде всего тем, что ее автор вы­ сказывает свежие, оригинальные мысли, затрагивает в творческом процессе такие мо­ менты, которые раньше исследователями или совсем опускались или рассматривались вскользь. Правда, не всегда и не во всем можно согласиться с автором, но, во всяком случае, его высказывания наводят на раз­ мышления. Центр тяжести исследования Е. Громова сосредоточен на анализе природы таланта художника. И хотя помимо разделов кни­ ги, посвященных непосредственно проблеме таланта («Талант и интуиция», «Талант и вдохновение»), имеются еще и другие, где творческий процесс рассматривается шире, все же и там суждения о таланте проходят через всю ткань повествования. Автор стремится как бы расколоть яд­ рышко тайны таланта и увидеть подногот­ ную художественного творчества. Что же составляет его суть? Суть таланта, при­ ходит к выводу Ё. Громов, заключена в ин­ туиции. «Интуиция,— пишет он,— так или иначе характеризует творческую личность. В искусстве. В науке. В технике. В филосо­ фии. Везде». А что такое интуиция? Автор отмежевывается от мистического и субъек­ тивно-идеалистического толкования интуи­ ции (Анри Бергсона и ему подобных) и рас­ сматривает сущность интуитивного позна­ ния с материалистической точки зрения: «Способность мысленно сокращать длитель­ ные пути движения к истине, миновать в во­ ображении разного рода «промежуточные станции» и есть, собственно, сущность ин­ туитивного познания». Причем важнейшее значение в художественном процессе при­ дается не всякой интуиции, а лишь продук­ тивной, той, которая ведет к открытию но­ вого в искусстве и которая выступает дву

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2