Сибирские огни № 04 - 1971
над стихами одной книги получают значе ние далеко выходящее за пределы худо жественного опыта отдельной творческой индивидуальности, и плодотворно воздей ствуют на вкус поэтической молодежи и лю бящего поэзию читателя. Прозаик и очеркист, Г. Халилецкий хо рошо чувствует вкус стихотворной строки. Он умеет изумляться художественному об разу, способному, как заметил когда-то С. Маршак, превратить обыкновенное сло во из замарашки Золушки в прекрасную принцессу. Он цитирует четверостишье Ас- ламова о грибах: И вот бредут, ножонки оголив, Промокшим лесом, нахлобучив шляпки. Их — хлебом не корми, а дай пошляться Беспечным детям матери-земли. И комментирует: «Все тут свежо и трога тельно: и эти оголенные ножонки, и неожи данное восклицание автора: «Их хлебом не корми, а дай пошляться», совсем как о бес печных детях...» Критик обнажает под текст цитируемых строк, помогая читателю до конца ощутить их прелесть. И оказыва ется, что вовсе это не «распоследнее дело растолковывать строчки поэта...», как не без иронии 'замечает критик. И все же не в переводе поэтических на ходок на язык общедоступных житейских понятий заключается пафос статьи. Критик нащупывает в книге Михаила Асламова серьезную опасность, о которой необходимо сказать громко, ибо она грозит не одному хабаровскому поэту. Речь идет о том, как понимать старую истину: «поэзия поэзию родит», о поэтической традиции. Г. Халилец кий связывает это с проблемой художест венного вкуса. И то, что у Михаила Асла мова «мотивы стихов других поэтов про слушиваются между строк довольно часто», выступает как «пробел в формировании поэтического вкуса». С проблемой вкуса связывается и недостаточная тематическая целостность книги, ее некоторая пестрота, не всегда строгий и тщательный отбор, не брежность в исполнении отдельных деталей. Может быть, в чем-то можно поспорить с автором статьи, но нацелена она верно: на требовательность в большом и малом, на воспитание художественного вкуса, чувства «соразмерности и целесообразности», без чего нет настоящей поэзии. * * * Жизнь, бурное развитие литературы властно предъявляют критике все более высокие требования. Она обязана не толь ко отбирать, квалифицированно анализиро вать и оценивать. Она должна представ лять в литературе эстетические интересы народа, быть, как говорил А. В. Луначар ский, «ходоком от большой публики в стра не литературы». Периферийный критик нахо дится в более трудных условиях. Он дальше от центров литературной мыс ли, он часто лишен столь необходи мой для его деятельности атмосферы литературных споров и обсуждений. За редкими исключениями, он вынужден со четать литературную работу с преподава нием или службой. Но есть у него и .свои преимущества: он ближе к людям опреде ленного края, острее и непосредственнее знает их заботы и тревоги, радости и уда чи, и это по-своему вооружает его, укрепля ет зрение, делает в чем-то более весомыми его оценки. «Большая публика» вправе без оговорок предъявить к своему «ходоку» на периферии высокий счет, и надо как можно полнее оплатить его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2