Сибирские огни № 04 - 1971

яым стихотворным откликом на события дня; настоящее художественное слово, зву­ чащее сегодня так же чисто, как 25 лет на­ зад, и никакого отношения к словесному искусству не имеющую какую-нибудь риф­ мованную инструкцию о том, как пользо­ ваться малой саперной лопатой. Он даже цитирует эту инструкцию, выдавая ее за образчик мужественной литературы: Малая лопата — первый друг в бою. Жизнь она поможет уберечь твою. Сделал перебежку — сразу не зевай, Для стрельбы ячейку быстро отрывай... и т. д. и т. п. Эстетическая неразборчивость, несколь­ ко упрощенное понимание «задачи прямой пользы» художественного слова во многом ослабляют эту богатую фактами, оригиналь­ ным материалом статью. Были в 1970 году и другие даты. Вот «Подъем» (№ 5) отметил столетие Ив. Бунина двумя совсем краеведческими статьями. Первая — «В том плодородном подстепьё» Виктора Будагова—лирический очерк, где рассказывается о бунинских ме­ стах —деревнях Бутырки, Озерки, Скоро- дино —о том глухом захолустье, где про­ текали детские и юношеские годы будущего писателя, где он вобрал в себя тот образ­ ный мир, что жил в нем до конца дней как его неисчерпаемое поэтическое богатство. Вторая статья называется «Город Бунина», она как будто тоже не о творчестве поэта, а о городке Ельце, куда пришел он маль­ чиком, чтобы поступить в классическую гимназию, и который стал прототипом уезд­ ного города в «Деревне», в «Лике», «Жиз­ ни Арсеньева»... Мы помним пренебрежи­ тельные слова Маяковского: «Какой-нибудь Елец...» А статья Ф. Руднева полна любви к родному месту и гордости, что здесь ког­ да-то жил большой русский художник, что поэзия Ельца питала его творчество и там, в далеком Грассе, в холодном одиночестве эмиграции, что Елец «можно счи+ать горо­ дом Бунина». И обе статьи, с их щемящим лиризмом, оказываются так кстати в кон­ тексте журнала центрального черноземья России, так органичны на его страницах, что, кажется, нигде больше они невоз­ можны. * * * В понятие «провинциальная литерату­ ра» входит и низкий профессиональный уро­ вень. Периферийная критика, кажется, пре­ одолела его, и, если исключить некоторые наиболее яркие удачи в журналах Москвы и Ленинграда, критики местных журналов пишут не слабее своих столичных собратьев по перу. Но нельзя не признать, что срывы и спады в журналах областных встречают­ ся много чаще. Провинциализм сказывается в утвержде­ нии безусловных, но избитых истин. Когда- то А. Блок, прочитав первую фразу одного рассказа — «В Сибири пальмы не растут»,— немедленно закрыл книгу. «Это я и сам знаю»,—заметил поэт. Не то ли же самое скажет и сделает читатель, прочитав начало рецензии на книгу «В боях за Родину»: «Двадцать пять лет назад советский народ одержал великую победу над гитлеровской Германией» («Байкал», № 5, стр. 155). Или: «Ранним утром 22 июня на советских людей обрушился изощренно подготовлен­ ный удар самой мощной армии, какую соз­ давал когда-нибудь капитализм» («Волга», №5, стр. 177). Все безусловно, все верно, но еще гораз­ до больше известно, чем то, что в «Сибири пальмы не растут». Стилистическая невзыскательность и пря­ мая неряшливость —■явления, к сожалению, еще встречающиеся на страницах критиче­ ских отделов изданий периферии. Ю. Ива­ нов — автор обстоятельной рецензии о стихо­ творных книгах дальневосточных поэтесс — пишет: «Может быть, в самом деле эта зем­ ля (дальневосточная.— Еф. Б.) слишком су­ рова, чтобы в ней пошли в рост поэтические всходы, играющие уже давно заметную роль в других краях?» («Дальний Восток», Л‘8 3, стр. 148). Всходы, пошедшие в рост в земле и играющие роль в других краях,— не очень впечатляет и не очень грамотно. Или: «Г. Каменная вообще любит описы­ вать животных, птиц, причем вводит в по­ добные описания сильный элемент сцениче­ ского драматизма» («Дальний Восток», 1970, № 3, стр. 149). Допустимо ли, чтобы хорошая лирическая поэтесса в стихах опи­ сывала животных и т. п.? И почему дра­ матизм лирики назван сценическим? Все это от невзыскательности к слову. К сожалению, подобные примеры не столь уж редки. Это тем более обидно, что тот же «Даль­ ний Восток» дает иногда хорошие образцы литературной критики. Профессиональные критики до сих пор ведут споры а допустимости предоставлять критическую трибуну писателям из других «цехов». Вот и на ленинградском форуме критиков в октябре минувшего года дела­ лись попытки поставить под сомнение пра­ во поэтов судить о поэтах. А практика дав­ но доказала это право. Вспомним хотя бы критические выступления А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова о поэзии, как правило, выполненные с подлинным блеском. «Дальний Восток» систематически дает слово в разделе критики прозаику Г. Хали- лецкому. И писатель говорит с завидной профессиональной точностью и высокой эстетической взыскательностью. «Воспита­ ние вкуса» — так называется статья Г. Ха- лилецкого (№ 6). Разговор идет как будто только о книге стихов Михаила Асламова «Человек с черемухой», изданной в Хаба­ ровске. Но анализ ведется так, что читатель видит всего поэта, с его поисками, удачами и срывами. И еще —так, что наблюдения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2