Сибирские огни № 04 - 1971
С. Крившенко —автор юбилейной статьи «Сердцем и именем» —о ленинской теме в русской советской поэзии 30-х годов («Дальний Восток», № 4 )—понимает, очевидно, что следует включить в обзор и творчество своих земляков, но делает он это формально, в нескольких сухих заклю-’ чительных абзацах, ничего по существу не добавляющих. Пусть не поймут нас так, что мы счи таем локальный элемент чуть ли не обяза тельным для каждой статьи на юбилейную тему. Обязательна—оригинальность, важ но —свое слово. В статье А. Абрамова «Поэзия великого подвига» («Подъем», № 3) речь идет о творчестве известных поэтов в годы войны —Н. Тихонова, А. Прокофьева, П. Антокольского, Б. Па стернака, И. Сельвинского... Но тема по вернута новой гранью —балладный жанр в литературе тех лет, и работа, выполнен ная уверенной рукой, оказывается нужной, существенно дополняющей уже известные исследования. Статья Павла Глинкина «Музы в поход ной шинели» («Волга», № 5) интересна не общими рассуждениями о войне, повторя ющими довольно известные истины, а теми крупицами собственных наблюдений над участием литераторов и журналистов в ве ликой битве, что дополняют уже извест ные исследования и очерки. Глинкин как бы распространяет на литературу военных лет ставший народным девиз: «Никто не забыт ничто не забыто». Он рассказывает о делах писателей, чьи имена не попали в антологию поэзии и публицистики военных лет,—Алексее Лебедеве, Василии Бобры шеве, Александре Бусыгине, Владимире Чугунове, Борисе Котове и многих других. Он напоминает о Петре Лидове, но не об известном его очерке «Таня», а о «другой выразительной странице из его журна листской биографии» —дерзкой экспедиции по улицам оккупированной столицы Бело руссии Статья лишена элемента критиче ского анализа, но она оснащена фактами и уже этим полезна. Другая статья 5-го номера «Волги» — «Смертный бой не ради славы...» Алек сандра Огнева —отмечает юбилей победы обращением к военным рассказам наших дней, осмысливает характер современной новеллы о войне. Никаких локальных за дач автор перед собой не ставит, он сво бодно отбирает все, что ему нужно, из огромного потока произведений «малой» прозы, анализирует, делает выводы. Его аспекты значительны. Например, о соотно-. шенци героического и трагедийного в сов ременном изображении войны, о характере гуманизма в рассказах писателей 60-х годов о войне, об «окопной правде» и «окопной точке зрения», о характере историзма сегод няшней ..военной новеллы. Критик сопостав ляет близкие по темам и героям рассказы последних десятилетий и произведения во енного времени, выявляя связи со старым, новые тенденции. Рассказ В. Богомолова «Иван» сразу же после опубликования ока зался в поле зрения критики. Но, постав ленный в ряд с «Сыном полка» В. Катаева и «Маленьким солдатом» А. Платонова, он засветился по-новому и заиграл неожидан ными гранями. Справедлив вывод: «Иван Буслов не отменяет ни платоновского Сер гея, ни катаевского Вани, но он, пожалуй, сильнее и глубже их вобрал в себя горе, ярость и ненависть сражающегося народа». Слабее выглядит статья там, где автор пытается искусственно конструировать, мо делировать идеальные черты литературы о войне. Местами автор диктует новеллистам близкие ему, схемы. Так, рассуждая о гу манизме, он требует, чтобы писатели не за бывали «об одной важной мысли, которая так или иначе должна ощущаться» в произ ведениях с «определенным углом зрения» (стр. 187). И хотя сама эта мысль действи тельно хороша и важна, вря# ли следует критике предписывать писателю обязатель ное задание. Малопродуктивным кажется нам и категорическое предположение, что та кие-то и такие-то модели персонажей в про изведениях такого-то типа будут «мало под ходящими фигурами» (стр. 189). Такая нор мативная заданность давно обнаружила свою' несостоятельность. Активное вмеша тельство критики в литературный процесс заключается не в конструировании искусст венных моделей для художника. Когда дальневосточник А. Татуйко бро сает в статье «Литераторы Забайкальского фронта» («Дальний Восток», № 5) ретроспек тивный взгляд на военную поэзию и про зу, стремясь подытожить художественный опыт тех неповторимых лет на материале армейских газет своего края,—это выгля дит не только уместно, но и необходимо. Судя по всему, автор был товарищем и со ратником поэтов и прозаиков, чье творчест во он рассматривает. Да и материал того требует: Забайкальский фронт, многими ты сячами километров отделенный от театров военных действий, жил своей особой жиз нью, здесь по-своему, невидимо, скрыто го рел огонь войны, по-своему накалялись вул канические страсти, хлынувшие наружу по бедоносной лавой летом сорок пятого года. Критик сумел выявить это своеобразие, по казать, как на страницах армейских газет стихи, очерки и рассказы выразили особый душевный настрой дальневосточных воинов, их солдатскую настороженность и чуткость пограничников: Там, за ничейной полосою, Чужая жизнь, чужие люди. И веет черною грозою От притаившихся орудий. В историю поэзии периода войны впи сывается, пусть набранная скромным пети том, необходимая, обязательная строка. Обидно только, что местами автор поз воляет себе несколько снисходительный подход к фронтовой поэзии. Он, кажется, включает в свой обзор все подряд: то, что- являет подлинную поэзию, и то, что былб лишь непосредственным и непритязатель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2