Сибирские огни № 04 - 1971
там большой литературы вовсе не пред полагает автоматического снижения эсте тического уровня литературной критики, как это явствует из контекста статьи А. Хайлова. Убедительный пример тому статья Ва лерия Дементьева «Леонид Мартынов на Севере», помещенная в 8-й книге журнала «Север». На локальном срезе критик сумел увидеть много такого, что обогащает изуче ние поэта, и уловить некоторые общие за кономерности. Творчество писателя-сибиря- ка открывается здесь новой, неведомой читателю и интереснейшей страницей. Столичный критик обследовал вологодские газеты и журналы начала 30-х годов и из влек из них ценные материалы, добавляю щие новые штрихи в биографию и литера турный портрет автора «Лукоморья». Воз никает обаятельный образ Мартынова — репортера захолустной провинциальной га зеты, «настырного» газетчика, считающего своей обязанностью «впутываться в чужие судьбы» и дела, будь это вологодский кру жевной промысел или посадка новых сор тов картофеля на Севере... Критик показы вает, как дотошное репортерское участие в малых, на взгляд, делах города и области помогает поэту «глубоко погрузиться в сти хию современности», как вологодский Се вер позволил поэту по-новому увидеть «предысторию» своей Сибири, своей роди ны — «страны Холодырь». Статья' убеждает, что «именно в Вологде обозначились очер тания книги «Лукоморье», определилась ее «лирико-философская канва». Из кружев ного вологодского края идут нити к знаме нитым историческим поэмам Л. Мартынова. * * * Валерий Дементьев —критик столичный, и его работа позволяет утверждать, что привлечение талантливых критиков центра и других областей к участию в краевых журналах — явление весьма полезное. И. Гринберг публикует в «Доне» статыр о поэтической Лениниане, «Дальний Восток» отводит критический отдел двух своих но меров (2 го и 3-го) теоретической статье В. Щербины «Литература и самосознание эпохи». Такое внедрение в периферийный журнал литературной критики столицы — •процесс естественный и здоровый. Выигры вает читатель. Квалифицированные силы центров литературоведческой и критической мысли способны не только обогатить обла стные журналы, но и воспитывать на хоро ших образцах местные критические кадры. Безусловно прав А. Хайлов, ратующий за расширение круга «интересных* авторов» и в их числе критиков, не ограничиваясь тем или другим регионом. Хотелось бы, однако, в связи с этим высказать одно, может быть, не бесспорное соображение. Еще Белинский видел отличие журнала от других типов повременных изданий в на личии физиономии, характера, отсутствии альманашной безликости. В наших услови ях физиономия журнала выявляется не идейным направлением, которое у совет ских писателей определяется коммунисти ческой партийностью, а составом сотрудни ков, их связью с краем и его традициями, особенностями их эстетических» позиций. Выступает это во всех разделах журнала, под каждой его рубрикой. Но наиболее четко кристаллизуется характер журнала в отделе критики. Идеальным было бы поло жением, когда участие столичного критика в периферийном- журнале так или иначе соответствовало общему тону издания, впи сывалось в его-общий стиль, было созвуч но его региональному характеру. Но это практически вряд ли достижимо. Во всяком случае, критический отдел периферийного журнала должен публиковать не «отходы производства» известного критика и лите ратуроведа, не то, что по каким-либо при чинам не нагало себе места в столичных журналах или сборниках, а произведения, специально предназначенные для него и по своему уровню нисколько не менее значи тельные, чем другие труды того же автора. Иначе периферийный журнал обрекает себя на второразрядную роль, теряет «лица не общее выраженье». Названная выше статья В. Щербины не является, например, в контексте «Дальнего Востока» чем-то обязательным и органич ным, как труды того же автора на страницах «Вопросов литературы». По всему видно, что, работая над статьей, ученый меньше всего был озабочен особенностями литера туры Дальнего Востока, уровнем читателя окраинных областей, положением в крити ческом отделе журнала. Но суть не только в этом. Статья на столько конспективна, что местами кажется, будто уважаемый ученый публикует тезисы. Может быть, поэтому, ставя самые ост рые, самые жгучие вопросы развития сов ременного искусства, автор всегда опреде ленен в своих выводах, но не всегда дока зателен. Создается впечатление, что В. Щербина не допускает и мысли, что его положения могут быть подвергнуты сом нению, и потому не утруждает себя сколь ко-нибудь обстоятельной аргументацией. Вот он, например, рассуждает о современ ном документализме в литературе, диффе ренцирует его на подлинный, добрый доку- ментализм и мнимый, дурной. «Мнимый» документализм подвергается беспощадной критике за антиидеологичность, апологию частного факта... И все это теоретически как будто бы верно. Но критик не называет ни одного произведения, способного слу жить примером дурного документализма в литературе и других видах искусства, и уж, разумеется, не делает попытки конкретного- анализа такого произведения, где обнару жилась бы порочность фактографического- метода. Читатель поэтому остается в неве дении—о каких фактах современной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2