Сибирские огни № 04 - 1971
натурой» т. е. с индивидуальной психологи ей героя рассматривается как нечто дурное и противостоящее связи с современностью. Но разве историзм в искусстве не предпо лагает внимания к личному началу, к «на туре»? Разве он мыслим без «натуры»?' Воз можно, что теоретическим просчетом В. Крылов« и объясняется суммарность его оценки «Берлинского сувенира» и отсутст вие анализа, показавшего бы, как связь с «днем нынешним» и отказ от связи с «на турой» обеспечили художественное дости жение новеллиста. Невольно приходится ве рить критику па слово Вопрос о соотношении локального, мест ного и общего ставится самой критикой периферийных журналов. «Нужна ли кри тике география?» —так озаглавлена статья A. Хайлова в журнале «Север» (№ 3). Ее пафос —борьба с областнической узо стью, географической ограниченностью, пе риферийной серостью,—за масштабность мышления, общеинтересность содержания и формы, большую проблемность. Концепту альность, осмысление частного в свете все общего, рассмотрение локального «в свете важнейших тенденций общественной жиз ни», стремление быть явлением «обществен ного самосознания» — таковы требования, предъявляемые автором критике. А. Хай- лов убедительно оспаривает расхожее мне ние, высказанное, между прочим, и писате лем Д. Граниным, что критика избегает пи сать о вещах слабых, ибо это сопряжено с опасностями и мешает спокойной жизни. «Как раз наоборот,—резонно заявляет кри тик,— значительные произведения .всегда вызывают размышления, соревнования кри тиков, споры, зачастую достаточно длин ные... и, очевидно писать о них куда труд ней, чем «раскатать» какую-нибудь «Тлю» И. Шевцова». Критик убежден, что произ ведения писателей, живущих в областях, дают достаточно оснований для серьезных размышлений и выводов. Повесть В. Бело ва «Привычное дело» —тому весьма убеди тельный пример Но не единственный. Мы могль. бы прибавить от себя, что повесть B. Распутина «Деньги для Марии», напи санная в Иркутске, дает критику неизмери мо больше пиши для серьезного и поучи тельного разговора о нравственном содер жании нашей жизни и художественных ис каниях нашей литературы, чем некоторые столичные публикации, подобные новому роману того же И Шевцова «Во имя от ца и' сына», вышедшему под грифом поч тенного центрального издательства и спо собному породит' разве что пародийную критику автора «Романа века» Евг. Сазо нова из «Литературной газеты» и фелье тонный энтузиазм ехиднейшей девицы Галки Галкиной из «Юности». Разумеется, есть в интересной статье А. Хайлова и спорные места. Он безуслов но прав, когда предостерегает критику об ластных журналов против нарушения гра ни, за которой локальная конкретность «пе реходит в тематическую навязчивость, а связь художника с почвой становится не гибким и обедняющим содержание крите рием отбора» («Север», №3, стр. 122). Но вряд ли можно согласиться с его крити кой журнала «Волга», осуждением публи кации «критических выступлений, рецензий и разборов, историко-литературных разы сканий» за то, что они написаны «под уг лом зрения не столько эстетическим, сколь ко географически-локальным: это произве дение создал писатель волжанин,, жизнь того или иного художника связана с Вол гой, и в этой связи и по этой причине ему уделяется внимание, воздается должное». Думается, что здесь автора покидает необ ходимое чувство реальности. Неужели не ясно, что процессы, происходящие и проис ходившие в литературе края, где находится журнал, должны волновать литературную критику на местах? И нисколько не меньше, чем общие явления литературного процесса страны, а в каком-то смысле и больше. Ведь не кто инЪй, как краевой журнал, имеет —и то не всегда достаточную —возможность рассмотреть и оценить новую книгу местного издательства. Если он ее не рассмотрит, она может остаться вне поля зрения критики и пропасть в бурлящем книжном потоке. При этом пострадает не только писатель, не получивший грамотною разбора своего тру да, но и читатель, чье время (возьмем этот наиболее зримый аспект) может быть из расходовано неразумно. А Хайлов прав, когда повторяет общеизвестную истину: «Критика пишется не только дтя литера торов... Критическая статья литературно-ху дожественного журнала обращена к чита телю массовому». Но ведь именно массо вый читатель нуждается в квалифицирован ной помощи критика, способной верно ори ентировать его в хаосе книжного рынка. Петр Павленко назвал литературного кри тика приемщиком вещи от имени общества, его инспектором по качеству. Такая ин спекция по качеству особо нужна в краях и областях. Неправ, на наш взгляд, А. Хайлов в своем стремлении дискредитировать тенден цию областных журналов к внимательному рассмотрению тех периодов в творчестве больших советских писателей, которые свя заны с их пребыванием в том или ином городе. Он, например, на корню бракует возможную статью о сызранском периоде творчества К. Федина: «Но как раз выде ление этого сызранского периода, отсече ние последующих наиболее значительных достижений серьезно обедняет разговор о художнике» (стр. ¡22). С этим согласиться нельзя. Детальное рассмотрение определен ного «областного» периода не только не должно обеднять изучение всего творчест ва писателя, а, напротив, способно обога тить его. Скрупулезное изучение географи ческого среза, если оно выполнено грамот но, может прояснить и дополнить многое в творческом пути большого писателя, а не отсечь этот период от других этапов его деятельности. Интерес к локальным аспек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2