Сибирские огни № 04 - 1971
рассматривается и смысл сочетания слов из «Полтавы»: «прекрасный» и «ужасный» здесь вполне вяжутся друг с другом... Петр ужасен и прекрасен; может быть, потому и прекрасен, что ужасен...»1 И пример другого порядка. Помнится казус, случившийся с писателем К. Бу ковским, заявившим, что «Сибирские встречи» Л. Иванова —детище «Нового мира»,1 2 хотя в действительности столич ный журнал перепечатал их после публи кации в «Сибирских огнях». Писатель, оче видно, не читал сибирский журнал и про смотрел появление интересной книги. И в области критики на периферии вы ходят сейчас книги, которые следует знать, без их учета невозможен научный разговор на темы теории и истории литературы. Например, работа И. Машбиц-Верова «Русский символизм и путь Александра Блока», вышедшая недавно в Куйбышеве. * * * Нельзя сказать, что областных крити ков у нас ругают, их никто как будто не уничижает. Беда в другом — их часто по просту не замечают. В октябре 1970 г. был проведен выездной писательский пленум в Архангельске. На нем внимательно изу чалась проза литераторов Севера и поэзия края, состоялся оживленный, интересный разговор, были рассмотрены книги всех сколько-нибудь заметных прозаиков, поэ тов, отдельно —детских писателей. Но ни слова —о критике Севера. Как будто та мошняя суровая почва противопоказана жанру критики. Позволим себе неболып>ю выдержку из отчета о докладе Сергея Орлова про поэзию Севера- «...критика, за редким исключением, до сих пор мало обращает внимания на поэзию Севера. Только Александр Михайлов и Валерий Дементьев, два столичных критика, не за бывают поэтический север». Вот как!.. Только два столичных... А Уем же занимаются местные критики и литературоведы? Их попросту не видит оратор, они вне поля зрения пленума, если судить по довольно подробным отчетам «Литературной газеты» и еженедельника «Литературная Россия». Даже писатели, кровно связанные с кра ем, и те, судя по тем же отчетам, не за мечают, своей местной критики. Вот не сколько строк газетной информации: «Н. Жернаков (Архангельск) поддержал В. Астафьева (Вологда) в том, что критика еще не сумела охватить своим вниманием безбрежное море российской литературы. Еще есть рецидивы того, когда делят ли тературу на периферийную и столичную»3. 1 Н. В. Трунев. Из истории значения слов. В книге «В помощь учителю-словеснику». Омск, 1960, стр. 107. 2 «Литературная газета», 1965, 2 декабря. 3 «Литературная газета». 1970, № 43, 21 октяб ря. стр. 2. И здесь речь идет о столичной критике и ее неуважении к литературе периферии. Мимоходом, однако, проявляется неуваже ние к областной критике, которая раньше и больше других, в меру сил, пытается ос воить «безбрежное море российской литера туры». Журнал «Север» объединил вокруг себя и настроил на серьезную работу боль шую группу литературоведов и критиков. И занимаются они и прозой, и поэзией. Вот перед нами 10-й номер за прошлый год, и в нем большая и подробная, любовно на писанная статья Валентина Устинова о по эзии северянина Анатолия Левушкина. Здесь же проблемная статья Н. Надъярных об опыте создания «Историй» националь ных литератур —и карельской в частности, рецензии на новую книгу поэта-северянина A. Романова, на повесть Зои Журавлевой «Требуется героиня» и др. 10-й номер —не исключение. Журнал постоянно и квалифицированно занимается изучением и критикой литературы «земли Михайлы Ломоносова». В 7-м номере — статья Ш. Галимова «Мужество талан та»—о прозе Федора Абрамова. В каждом номере —обязательно рецензии на новые книги северного издательства. Журнал не ограничивается северной те-. мой. Его критики по-хозяйски относятся ко всему, что делается в литературе нашей страны. Критики «Севера», подобно критикам других журналов, ищут свое место в общем литературном деле. Помня, что литература своего региона, должна быть им ближе всего, они в то же время не хотят огра ничиваться чисто областными задачами. Они законно стремятся сказать слово о делах всей литературы и говорят нередко так, что их следует внимательно и чутко слушать. Статья «местного» критика Л. Резни кова «Время гуманизма наступательного» («Север», № 6) касается лишь двух про изведений текущей литературы —романа B. Кочетова «Чего же ты хочешь?» и по вести В. Быкова «Круглянский мо'ст». Ха рактерен, разумеется, самый выбор пред метов критического рассмотрения —взяты вещи, выражающие разные, можно сказать противоположные, тенденции современной литературной жизни. Но такие, что —по разным причинам — вызвали особо при стальное внимание читателя, сделались пред метом ожесточенных споров. Критик вкли нивается в спор своим определенным суж дением. И, может быть, суждение это оста лось бы только еще одним из разных выска зываний, если бы оно не входило органически в контекст теоретической мысли, не освеща лось со всех сторон обобщающей идеей. Она сформулирована в заглавии: «Время гуманизма наступательного». Книги В. Ко четова и В. Быкова просвечиваются концепцией боевого, активного гуманизма, в котором критик видит главное содержание и направление социалистической литера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2