Сибирские огни № 04 - 1971
солидно, не создавая впечатления «игрушеч- ности». Особенно впечатляет макет парово за. В финале под овации зрительного зала он трогался в путь». В принципах постановки «Рельсы гудят» нетрудно увидеть влияние знаменитого «Бронепоезда 14-69» во МХАТе, спектакля, поставленного годом раньше и ставшего широко известным. Вспомним вагоны в на туральную величину, исключительно досто верный шум железнодорожной станции, на сыпь у полотна дороги, весьма реальный ка- менньш мостик через пути — все эти детали оформления, такие достоверные, до иллю зорности похожие на настоящие, в те годы поражали воображение, вызывали серию подражаний. Огромным успехом пользовал ся и Пеклеванов — Н. Хмелев; его полеми ка с «железным комиссаром», принцип кон кретизации характера тотчас стали необы чайно популярными. Можно не сомневаться, что под прямым влиянием успехов мхатовского «Бронепоез да» решались и образы Новикова, Парши на, и весь образный строй спектакля крас- нофакельнев. Но несмотря на известные потери, в целом «Рельсы гудят» зрителями хорошо принимались. Показательным явлением своего време ни стала постановка комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В. Тезавровский решился, наконец, отойти от своих привыч ных канонов и поставил русскую бытовую классическую комедию в условном ключе. И получилось! Хотя и не до конца после довательно, но в своей основе — в едином плане гротеска — осмеивалось царство хан жества и взятки, темное царство бессердеч ного чистогана, где любовь и совесть —то вар, где берут, дерут и грабят все, начиная с купца и кончая чиновником. Весь спектакль был выдержан в стиле комедии кукол. Зрителей встречал супер занавес, пестрящий рекламными плакатами, с красочным изображением героев коме дии. Поверху надпись —«Музей-панопти кум». Когда занавес раздвигался, те же фи гуры, что и на супере, но уже, живые, за стыв на вращающемся кругу, под затаскан ные мелодии шарманки проплывали на фо не карточных домишек, скученных грудой в центре круга. Символом жизни в тесноте замоскворецкого переулка, жизни жалкой, со сплетнями и заботами о замужестве, с мечтами разбогатеть во что бы то ни стало представала эта панорама музейных эк спонатов. Но не слишком ли рано было сдавать в музей людские пороки, с такой силой изо бличенные Островским? Рабкоры, на осно ве отзывов которых строила свою коллек тивную рецензию газета1, категорично за являли, что вся комедия —музейный мате риал и никакого нравоучительного значе ния она теперь уже не имеет. На основа нии такого заключения они сетовали, что в роли Крутицкого М. Шейнин «вместо шар жированного осмеяния типа скряги своим напряженным драматизмом игры дает со вершенно другое толкование этому образу». Из откликов следует, что не только Кру тицкий, но и его жена (Халатова) и сын Елеся (Брагин) решались режиссером «в явно реалистических тонах». А это, ут верждали рабкоры, совершенно неверно — разрушается ощущение «музейности». Но режиссерский замысел вовсе и не был устремлен к музейному воспроизведению комедийных образов. Оживляя свои «эк спонаты», Тезавровский хотел заставить современника взглянуть на себя самого, на окружающих — нет ли в ком пороков про шлого? И высмеять, жестоко, беспощадно с помощью персонажей прошлого. Тем. и до рог был постановочному коллективу Остров ский, что он жив и по сей день. На основании бесед с очевидцами и участниками этого спектакля можно утвер ждать, что именно благодаря реалистиче скому исполнению основных ролей «Не бы ло ни гроша...» имел успех у зрителей. Гро тесковая заостренность других персонажей придавала постановке причудливый, бро ский, несколько плакатный характер. Отсут ствие единства исполнительской манеры — недостаток простительный для режиссера, впервые пробующего силы в плане услов ного решения пьесы. Летние гастроли в Уфе прошли в на пряженном труде. Все трудности скрашива ла радостная перспектива начать новый свердловский сезон в собственном, специ ально для «Факела» выстроенном помеще нии. В некоторых заметках тех лет театр уже официально именовали «свердлов ским». Почему-то именно в Уфе краснофакель- цев ожидали многочисленные неприятные столкновения с местными теаначалышка- чи. Так, в Уфе вдруг отказались подписы вать афишу «Красного факела» на том ос новании, что режиссера, ставившего «Рычи, Китай!», сейчас не было в труппе. — У вас тут написано, что пьесу ставил Буторин, Не разрешаю. Как почему? Обма на не потерплю Буторина нет теперь в труппе. Он у Мейерхольда служит, думаете, Хабиби не знает3 Тщетно вся труппа уверяла строгого Ха биби, что режиссер может не присутство вать на самом спектакле, может даже уме реть, а постановка его живет! Пришлось по ставить на афише режиссером Тезавровско- го, который никакого отношения к постанов ке данной пьесы не имел1. Не менее умилительная история произо шла в связи с критикой в краснофакельской стенгазете действий местного отделения Рабис. Авторы заметки Валевский и Шей нин даже были исключены из профсоюза, и ' Рабис, М , 1929, № 30, сгр, 17. «Красный факел» и «Хабиби».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2