Сибирские огни № 04 - 1971
С точки зрения оформительской, в по становке не было чего-либо принципиально нового. Режиссер ввел музыку, декорация представляла собой архитектурную кон струкцию на вращающейся площадке. В постановке того же И. В. Лозанов- ского, которого краснофаквльцы вспоминают как режиссера хорошей культуры и вкуса, в Свердловске шел «Разлом». Рецензент, все тот же таинственный «Кавэ», вновь ана лизирует пьесу с позиций типичного раппов- ца. Как ни удивительно, но, оказывается, под «теорию живого человека» он умудрил ся подвести и такое боевое произведение, как «Разлом». Кавэ отказывает пьесе в самой сильной ее стороне — в ярком показе массового со циального движения. Оказывается, по ут верждению критика, Б. Лавренев, «сталки вая в идейной борьбе две группы людей с различными политическими взглядами... за ставляет людей быть просто людьми — вол новаться, страдать и переживать», оказыва ется, лишь «мучительные раздумья над сво ими внутренними переживаниями» заставля ют этих представителей противоборствую щих классов «выбирать тот или иной новый путь1». По мнению Кавэ, драматург в «Раз ломе» вовсе не показывает конкретный ге роический эпизод истории — поход «Авроры» на Питер, а «снизился до выявления про стых человеческих переживаний». И в этом- то секрет его успеха! Несмотря на всю ошибочность главной концепции критика, мы можем все-таки найти в его оценках то конкретное, что по могает восстановить облик спектакля. «Раз лом» принимался горячо и трепетно. Гул негодования несся по залу, когда на палубе медлили выбросить за борт двух предате лей. А в момент, когда «Заря» снимается с якоря и разворачивается, у зрителей «слезы подступали к горлу и замирало дыхание»: почти на верную гибель уходят такие близ кие и бесстрашные люди. «Но заиграла тру ба, заплескался в лучах прожектора алый вымпел, дрогнули от боевой песни седые туманы, и начинаешь верить, безумно ве рить, что «Заря» победит ночную мглу». В трудных условиях неприспособленной сцены театру на этот раз удалось достичь успеха в оформлении. Мягкие полутона квартиры капитана Берсенева и статиче ская монументальность конструкции крей сера, на редкость удачный светомонтаж крейсера в момент отплытия «служили точ ными средствами выявления замысла поста новщика», вызывали восхищение зрителей. Пьесу В. Киршона «Рельсы гудят» театр начал готовить одновременно с московским театром МГСПС и Большим драматическим в Ленинграде. Это была первая после воз вращения в «Красный факел» работа В. Тезавровского (художник А. В. Дубро вин). Газета широко откликнулась на первую премьеру, создаваемую в самом Свердлов ске. Рассказывалось, как делались декора ции. С особенным удовольствием подчерки валось, что зарисовки эскизов делались с натуры, в паровозном депо станции Сверд ловск-1 и на «Монетке» сообщалось, как конструируется чуть ли не в натураль ную величину огромная модель паровоза, который сможет двигаться1. Затем в тече ние ноября —декабря газета напечатала еще две рецензии, одну благожелательнее другой. «Рельсы гудят» —это драматический фельетон, если хотите — газетный отчет, во площенный в сценические формы»,—таки ми словами отдавали рецензенты должное политической остроте и злободневности пье сы, с удовольствием утверждая, что «драма тический театр наряду с газетным листом становится оружием революционного вос питания широких масс рабочего класса* 2». Своей новой постановкой театр продол жал важную линию публицистического спектакля, привлекал внимание обществен ности к ведущим проблемам дня — строи тельства, производства. Спектакль показы вал, сколько героического есть в буднях строек, какой высокий накал классовой борьбы существует и в сегодняшнем дне, как важно бороться с пережитками буржу азной психологии в собственной среде. Вновь, как и в «Константине Терехине» и в «Разломе», рецензенты выделяли испол нение массовых сцен. В. Тезавровский, по их мнению, «проявил много художественно го чутья и чувства меры, создав цельный волнующий спектакль». Но следует отме тить, что в этой работе режиссер не сде лал даже попытки реализовать свой тезис о синтезе лучших достижений Художест венного театра и «левых». Вся постановка была выдержана в плане жизненного прав доподобия. К бытовой достоверности стремился С. Тимохин, решая центральную роль крас ного директора-выдвиженца. Отсюда такие краски, как неуверенность, а на первых по рах растерянность и даже беспомощность человека, не привыкшего к руководящей работе. Для «утепления» образа придава лась и такая черта, как дурашливость, на ивность. Опираясь на мнение зрителей, оба рецензента дружно отвергли случайные де тали в характере Новикова, справедливо полагая, что они мешают раскрытию глав ного и существенного в облике этого неза урядного человека. Ту же тенденцию к излишней бытовой индивидуализации отмечали зрители и в трактовке образов предзавкома Захара («непомерно шаржирует И. Витлин»), Пар шина («чересчур утрированно ведет роль Н. Веселов»), Та же тенденция настойчиво проводилась и в оформлении. «Театру уда лось изобразить производство (паровозные мастерские, лязг машин и т. д.) достаточно 1 «Уральский рабочий»,' 1928, 23 ноября. 2 «Уральский рабочий», 1928, 28 ноября и 12 декабря. Рецензии С. Кофф и Н. Роя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2