Сибирские огни № 04 - 1971

С точки зрения оформительской, в по­ становке не было чего-либо принципиально нового. Режиссер ввел музыку, декорация представляла собой архитектурную кон­ струкцию на вращающейся площадке. В постановке того же И. В. Лозанов- ского, которого краснофаквльцы вспоминают как режиссера хорошей культуры и вкуса, в Свердловске шел «Разлом». Рецензент, все тот же таинственный «Кавэ», вновь ана­ лизирует пьесу с позиций типичного раппов- ца. Как ни удивительно, но, оказывается, под «теорию живого человека» он умудрил­ ся подвести и такое боевое произведение, как «Разлом». Кавэ отказывает пьесе в самой сильной ее стороне — в ярком показе массового со­ циального движения. Оказывается, по ут­ верждению критика, Б. Лавренев, «сталки­ вая в идейной борьбе две группы людей с различными политическими взглядами... за­ ставляет людей быть просто людьми — вол­ новаться, страдать и переживать», оказыва­ ется, лишь «мучительные раздумья над сво­ ими внутренними переживаниями» заставля­ ют этих представителей противоборствую­ щих классов «выбирать тот или иной новый путь1». По мнению Кавэ, драматург в «Раз­ ломе» вовсе не показывает конкретный ге­ роический эпизод истории — поход «Авроры» на Питер, а «снизился до выявления про­ стых человеческих переживаний». И в этом- то секрет его успеха! Несмотря на всю ошибочность главной концепции критика, мы можем все-таки найти в его оценках то конкретное, что по­ могает восстановить облик спектакля. «Раз­ лом» принимался горячо и трепетно. Гул негодования несся по залу, когда на палубе медлили выбросить за борт двух предате­ лей. А в момент, когда «Заря» снимается с якоря и разворачивается, у зрителей «слезы подступали к горлу и замирало дыхание»: почти на верную гибель уходят такие близ­ кие и бесстрашные люди. «Но заиграла тру­ ба, заплескался в лучах прожектора алый вымпел, дрогнули от боевой песни седые туманы, и начинаешь верить, безумно ве­ рить, что «Заря» победит ночную мглу». В трудных условиях неприспособленной сцены театру на этот раз удалось достичь успеха в оформлении. Мягкие полутона квартиры капитана Берсенева и статиче­ ская монументальность конструкции крей­ сера, на редкость удачный светомонтаж крейсера в момент отплытия «служили точ­ ными средствами выявления замысла поста­ новщика», вызывали восхищение зрителей. Пьесу В. Киршона «Рельсы гудят» театр начал готовить одновременно с московским театром МГСПС и Большим драматическим в Ленинграде. Это была первая после воз­ вращения в «Красный факел» работа В. Тезавровского (художник А. В. Дубро­ вин). Газета широко откликнулась на первую премьеру, создаваемую в самом Свердлов­ ске. Рассказывалось, как делались декора­ ции. С особенным удовольствием подчерки­ валось, что зарисовки эскизов делались с натуры, в паровозном депо станции Сверд­ ловск-1 и на «Монетке» сообщалось, как конструируется чуть ли не в натураль­ ную величину огромная модель паровоза, который сможет двигаться1. Затем в тече­ ние ноября —декабря газета напечатала еще две рецензии, одну благожелательнее другой. «Рельсы гудят» —это драматический фельетон, если хотите — газетный отчет, во­ площенный в сценические формы»,—таки­ ми словами отдавали рецензенты должное политической остроте и злободневности пье­ сы, с удовольствием утверждая, что «драма­ тический театр наряду с газетным листом становится оружием революционного вос­ питания широких масс рабочего класса* 2». Своей новой постановкой театр продол­ жал важную линию публицистического спектакля, привлекал внимание обществен­ ности к ведущим проблемам дня — строи­ тельства, производства. Спектакль показы­ вал, сколько героического есть в буднях строек, какой высокий накал классовой борьбы существует и в сегодняшнем дне, как важно бороться с пережитками буржу­ азной психологии в собственной среде. Вновь, как и в «Константине Терехине» и в «Разломе», рецензенты выделяли испол­ нение массовых сцен. В. Тезавровский, по их мнению, «проявил много художественно­ го чутья и чувства меры, создав цельный волнующий спектакль». Но следует отме­ тить, что в этой работе режиссер не сде­ лал даже попытки реализовать свой тезис о синтезе лучших достижений Художест­ венного театра и «левых». Вся постановка была выдержана в плане жизненного прав­ доподобия. К бытовой достоверности стремился С. Тимохин, решая центральную роль крас­ ного директора-выдвиженца. Отсюда такие краски, как неуверенность, а на первых по­ рах растерянность и даже беспомощность человека, не привыкшего к руководящей работе. Для «утепления» образа придава­ лась и такая черта, как дурашливость, на­ ивность. Опираясь на мнение зрителей, оба рецензента дружно отвергли случайные де­ тали в характере Новикова, справедливо полагая, что они мешают раскрытию глав­ ного и существенного в облике этого неза­ урядного человека. Ту же тенденцию к излишней бытовой индивидуализации отмечали зрители и в трактовке образов предзавкома Захара («непомерно шаржирует И. Витлин»), Пар­ шина («чересчур утрированно ведет роль Н. Веселов»), Та же тенденция настойчиво проводилась и в оформлении. «Театру уда­ лось изобразить производство (паровозные мастерские, лязг машин и т. д.) достаточно 1 «Уральский рабочий»,' 1928, 23 ноября. 2 «Уральский рабочий», 1928, 28 ноября и 12 декабря. Рецензии С. Кофф и Н. Роя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2