Сибирские огни № 04 - 1971
В дальнейшем, на протяжении целых двух лет, не прекращаясь, будет идти битва за театр драмы, и «Красный факел», этот, по определению газеты, «культурный пе редвижной театр, шагающий в ногу с со временностью»1, будет создавать самый ве сомый аргумент спора. А успех у зрителей театр имел действи тельно выдающийся. Об этом говорят все рецензии, а также полные сборы. Рабочий зритель охотно приобретал абонементы, со ставляя до 80% зрительного зала. Одно это говорит уже о многом. Краснофакель- цы находят все новые формы работы со зрителем: создают бюро справок, совместно с посетителями театра выпускают стенную газету, организуют сменные выставки к различным спектаклям, проводят конфе ренции. Уже первая такая конференция показа ла, что театр полюбился свердловчанам, один за другим выходили они на сцену и еди нодушно отмечали интересный репертуар «Факела», отличное исполнение и верный курс на охват, главным образом, рабочего зрителя. В марте театр закончил зимний сезон в Свердловске и переехал на лето в Уфу. За кончен был не просто сезон, а очень важный этап битвы за театр Урала. Перед отъездом театра в Уфу при Ураль ском отделе народного образования состоя лось совещание, где был одобрен реперту арный и художественный курс театра, а также принято решение пригласить коллек тив на будущий зимний сезон1 2. Под напо ром общественности, опираясь на успехи краснофакельцев, наконец-то был разрешен вопрос о сроках постройки помещения для драматического театра, чтобы к новому се зону театр вступил в строй. Это была победа, и далась она нелегко. Не говоря уже о трудностях с помещением, любовь и уважение рабочего зрителя «Крас ный факел» завоевал на самом сложном пу ти,— делая преимущественную ставку на современную актуальную советскую пьесу. Из 14 названий спектаклей только «Собака на сене» перешла из предыдущего репертуа ра, только 2 спектакля представляли клас сику и лишь один — западную драматур гию. Большой славой пользовался спектакль «Константин Терехин» («Ржавчина»). Уже на первом закрытом просмотре в антрак тах возникали «летучие диспуты», группы молодежи яростно спорили — кто из персо нажей прав? Об игре артистов отзывались лаконично — «порой совершенно не чувству ется грани между сценой и зрительным залом3». Пьеса В. Киршона и А. Успенского — произведение политически-острое, злобо дневное. Здесь раскрывалась не только, как 1 Кофф С. «Драма с драмой», «Уральский рабочий», 1928, 2 сентября. 2 «Новый зритель». М., 1929, № 37, стр. 12. 3 «Уральский рабочий», 1928, 18 октября. тогда говорили, «проблема пола». В пьесе нашел свое отражение один из сложных моментов жизни молодой Республики, ког да происходила решительная ломка психо логии, когда от героики гражданской вой ны нужно было переходить к трудовой «по вседневности». Мотивом пьесы послужило нашумевшее в свое время дело студента Московского горного института Коренькова. Разоблачая «кореньковщину», Киршон обра зом центрального героя показал сложность и противоречивость самого явления. Кон стантин Терехин, член партии с 17-го года, в прошлом рабочий, активный участник гра жданской войны, а ныне — студент. Он ., уг нетен мирными условиями жизни, ему «тес но и скучно», всеми помыслами он жаждет чего-то необычного. Незаметно для самого себя Терехин перерождается, становится пьяницей и развратником, ратует за свобод ную любовь, убивает свою жену, обманы вает партию. Терехина очень сочно играл В. Пестов ский. Он создал образ человека со стихий ной, необузданной натурой,— «из него прет жизнь, такая дикая, языческая. Жажда жизни у Пестовского доминирует над всем. Его темперамент заражает. Но подкупает его игра и в спокойных местах. Блестяще отделаны моменты двойственности Терехина, когда трудно сказать, лжет он или говорит правду1». Рецензент верно уловил мысль постанов щика и исполнителя. Режиссер, справедли во полагаясь на силу публицистичности пьесы, не стремился ставить точки над «и», не старался подчеркивать отрицательные черты Терехина, но шел к раскрытию идеи через коллизию драматических характеров. Поэтому и центральный герой предстал фи гурой многогранной, в какой-то мере даже обаятельной. У Пестовского чувствовалась и боевая биография его Терехина, и слож ность его внутренней борьбы («блестяще отделанные моменты двойственности»), В спектакле был интересен Н. Веселов в роли Панфилова. Этот нэпман с его фи лософией приспособленчества представал в облике вертлявого хлыща. Рецензент «Уральского рабочего», находясь под впе чатлением от спектакля и яростных споров вокруг него, никак не мог удержаться на избранной было позиции объективного ана лиза. Вначале он заявил, что пьеса «без тенденциозности в художественной форме убедительными образами показывает путь, по которому надо идти». Но едва подошел он к оценке исполнения отрицательных пер сонажей, как его речь запестрела такими эпитетами, как «гнуснейший и отвратитель ный», или — «артист Тимохин очень хорошо сделал тип подлого гнусного примазавше гося интеллигента «Прыща» и т. д. Непо средственные эмоции, критика, пожалуй, бо лее всяких иных аргументов говорят о чет кой, активной позиции театра в решении спектакля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2