Сибирские огни № 04 - 1971
(новинка даже для крупных городов!), на многих сценах — поворотные круги1. Но случалось в этих первоклассных Дворцах и без света, при свечах играть, и спать приходилось прямо на полу или на стульях, сдвинутых в ряд. Да разве в этом дело? 115 спектаклей за четыре месяца при переполненных зрительных залах —труд на пряженный, но благодарный. Радушие и гостеприимство оказывалось краснофакельцам повсеместно: —Да как же я, старый шахтер, буду брать деньги с артистов? —недоумевал хозяин квартиры, когда ему предлагалась плата за прожива ние постояльцев. Кроме почетных подарков, театр полу чил много грамот. В одной из них, препод несенной Голубовскими горняками, говори лось: «Мы считаем, что театр «Красный факел» —один из революционных театров, который понес свое искусство в самую гу щу горняцкой массы и отразил классовую революционность в стенах нашего Дворца культуры»1 2. Смысл и значение гастролей театра по дытожила заметка, появившаяся в «Совет ском театре»: «Впервые серьезный совет ский театр, ставящий перед собой задачи актуального современного репертуара и со звучной ему сценической формы, играет пе ред аудиторией горняков на месте их ра боты»3. Заключалась заметка короткой, но весомой фразой: «Поездка совершается в тяжелых бытовых условиях». Крепкая дружба завязалась у красно- факельцев с шахтерами Донбасса. Когда впоследствии на шахте «Мария» (Горлов- ский рудник) разразилась катастрофа, ар тисты «Красного факела», гастролировав шие в то время в Уфе, отдали 2 дня отды ха и послали весь сбор с двух спектаклей на оказание помощи пострадавшим шахте рам и их семьям4 В итоге поездки по Донбассу у коллек тива окончательно созрело убеждение, что только реалистическое искусство, только театр жизненной правды соответствуют требованиям современного рабочего зрите ля. Поэтому, когда возник вопрос о новом главном режиссере, а возник он в связи с решением обосноваться в старинном про мышленном центре Урала —Свердловске, коллектив, не задумываясь, высказался за приглашение В. В. Тезавровского. Старый краснофакельский знакомец, вос питанник МХТ, последнее время работал в Одесском театре Массодрам. На предложе ние он откликнулся охотно —уж очень ув лекательной показалась перспектива завое вания города, где никогда еще не было сво его драматического театра. 1 Из письма А. Г. Витебского, Новгород. 23 сентября. 1970 г. 2 Рабис. 1930, № 11, стр. 9. «Путь «Красного факела» 3 «Современный театр». М.. 1928, № 21 стр. 423. 4 «Советский театр». М., 1930, № 5—6, стр. 34. В БОРЬБЕ ЗА СВЕРДЛОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ Приезд «Красного факела» в Свердловск, произошел в разгар споров и дискуссий о- том, какой театр нужен городу. Еще не сколько лет назад некоторые руководители уральской театральной жизни считали, что- создание драматического театра в Сверд ловске—дело, не стоящее внимания. Здесь к тому времени был единственный, правда, превосходный оперный театр. Таким обра зом, краснофакельцы, по приезде в Сверд ловск, сразу попали в сложную обстанов ку. В моем распоряжении газетные рецен зии, статьи и заметки. Газета полностью поддерживала «Красный факел», изо всех сил боролась за создание постоянного теат ра драмы, хотела, чтобы именно краснофа- кельская труппа осталась в городе. Возра жений газета не печатала. Поэтому весь ход дискуссии придется излагать как в те атральном телефонном разговоре: слышишь только одного собеседника, а о содержании речи другого —догадываешься. Итак. 21 октября 1928 г. в далеко не дружелюбном окружении открыл «Красный факел» зимний сезон в свердловском Дело вом клубе, помещении крайне неудобном, со вершенно неприспособленном для показа драматических спектаклей. Тем не менее театр умудрялся ставить довольно сложные, конструктивно офор мленные спектакли, использовать наклад ной круг, кинопроекции и различные све товые эффекты. Газета после первого же спектакля «Константин Терехин» с удовлет ворением отметила: «Свердловский рабочий зритель получил, наконец, долгожданный драматический театр» и тут же поместила интервью с отруками Ригориным и Тезав- ровским — Урал нас интересовал давно, и мы рады возможности творческой встречи,— говорил Тезавровский. Он заверял, что,’ в противоположность ультра-левым течени ям, собирается «подавать пьесы в понят ных массе реалистических тонах». Газета отныне полна откликов на каж дый новый спектакль, на все перипетии око лотеатральной борьбы. Даже сугубо отри цательный отзыв на пьесу С. Левитиной «Приговор» («пьеса густо выткана доморо щенной, наивной политграмотой») не ме шает рецензенту сделать оптимистический вывод: «Повторяем, что если бы не отчет ливая игра артистов и режиссерская преду смотрительность, то зритель вынес бы «смертный приговор» этой советизиро ванной кровавой мелодраме. И еще одно: успех даже плохой пьесы, но говорящей о близких понятных зрителю вещах, лишь- свидетельствует о том. что драматический театр есть наиболее приемлемая для нас форма сценического искусства1».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2