Сибирские огни № 04 - 1971

(новинка даже для крупных городов!), на многих сценах — поворотные круги1. Но случалось в этих первоклассных Дворцах и без света, при свечах играть, и спать приходилось прямо на полу или на стульях, сдвинутых в ряд. Да разве в этом дело? 115 спектаклей за четыре месяца при переполненных зрительных залах —труд на­ пряженный, но благодарный. Радушие и гостеприимство оказывалось краснофакельцам повсеместно: —Да как же я, старый шахтер, буду брать деньги с артистов? —недоумевал хозяин квартиры, когда ему предлагалась плата за прожива­ ние постояльцев. Кроме почетных подарков, театр полу­ чил много грамот. В одной из них, препод­ несенной Голубовскими горняками, говори­ лось: «Мы считаем, что театр «Красный факел» —один из революционных театров, который понес свое искусство в самую гу­ щу горняцкой массы и отразил классовую революционность в стенах нашего Дворца культуры»1 2. Смысл и значение гастролей театра по­ дытожила заметка, появившаяся в «Совет­ ском театре»: «Впервые серьезный совет­ ский театр, ставящий перед собой задачи актуального современного репертуара и со­ звучной ему сценической формы, играет пе­ ред аудиторией горняков на месте их ра­ боты»3. Заключалась заметка короткой, но весомой фразой: «Поездка совершается в тяжелых бытовых условиях». Крепкая дружба завязалась у красно- факельцев с шахтерами Донбасса. Когда впоследствии на шахте «Мария» (Горлов- ский рудник) разразилась катастрофа, ар­ тисты «Красного факела», гастролировав­ шие в то время в Уфе, отдали 2 дня отды­ ха и послали весь сбор с двух спектаклей на оказание помощи пострадавшим шахте­ рам и их семьям4 В итоге поездки по Донбассу у коллек­ тива окончательно созрело убеждение, что только реалистическое искусство, только театр жизненной правды соответствуют требованиям современного рабочего зрите­ ля. Поэтому, когда возник вопрос о новом главном режиссере, а возник он в связи с решением обосноваться в старинном про­ мышленном центре Урала —Свердловске, коллектив, не задумываясь, высказался за приглашение В. В. Тезавровского. Старый краснофакельский знакомец, вос­ питанник МХТ, последнее время работал в Одесском театре Массодрам. На предложе­ ние он откликнулся охотно —уж очень ув­ лекательной показалась перспектива завое­ вания города, где никогда еще не было сво­ его драматического театра. 1 Из письма А. Г. Витебского, Новгород. 23 сентября. 1970 г. 2 Рабис. 1930, № 11, стр. 9. «Путь «Красного факела» 3 «Современный театр». М.. 1928, № 21 стр. 423. 4 «Советский театр». М., 1930, № 5—6, стр. 34. В БОРЬБЕ ЗА СВЕРДЛОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ Приезд «Красного факела» в Свердловск, произошел в разгар споров и дискуссий о- том, какой театр нужен городу. Еще не­ сколько лет назад некоторые руководители уральской театральной жизни считали, что- создание драматического театра в Сверд­ ловске—дело, не стоящее внимания. Здесь к тому времени был единственный, правда, превосходный оперный театр. Таким обра­ зом, краснофакельцы, по приезде в Сверд­ ловск, сразу попали в сложную обстанов­ ку. В моем распоряжении газетные рецен­ зии, статьи и заметки. Газета полностью поддерживала «Красный факел», изо всех сил боролась за создание постоянного теат­ ра драмы, хотела, чтобы именно краснофа- кельская труппа осталась в городе. Возра­ жений газета не печатала. Поэтому весь ход дискуссии придется излагать как в те­ атральном телефонном разговоре: слышишь только одного собеседника, а о содержании речи другого —догадываешься. Итак. 21 октября 1928 г. в далеко не дружелюбном окружении открыл «Красный факел» зимний сезон в свердловском Дело­ вом клубе, помещении крайне неудобном, со­ вершенно неприспособленном для показа драматических спектаклей. Тем не менее театр умудрялся ставить довольно сложные, конструктивно офор­ мленные спектакли, использовать наклад­ ной круг, кинопроекции и различные све­ товые эффекты. Газета после первого же спектакля «Константин Терехин» с удовлет­ ворением отметила: «Свердловский рабочий зритель получил, наконец, долгожданный драматический театр» и тут же поместила интервью с отруками Ригориным и Тезав- ровским — Урал нас интересовал давно, и мы рады возможности творческой встречи,— говорил Тезавровский. Он заверял, что,’ в противоположность ультра-левым течени­ ям, собирается «подавать пьесы в понят­ ных массе реалистических тонах». Газета отныне полна откликов на каж­ дый новый спектакль, на все перипетии око­ лотеатральной борьбы. Даже сугубо отри­ цательный отзыв на пьесу С. Левитиной «Приговор» («пьеса густо выткана доморо­ щенной, наивной политграмотой») не ме­ шает рецензенту сделать оптимистический вывод: «Повторяем, что если бы не отчет­ ливая игра артистов и режиссерская преду­ смотрительность, то зритель вынес бы «смертный приговор» этой советизиро­ ванной кровавой мелодраме. И еще одно: успех даже плохой пьесы, но говорящей о близких понятных зрителю вещах, лишь- свидетельствует о том. что драматический театр есть наиболее приемлемая для нас форма сценического искусства1».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2