Сибирские огни № 04 - 1971

бойцы!.. Нет человеческой силы, нет силы машин против трудового народа! И всюду для нас фронт!» Живыми человеческими характерами были наделены и Сысоев (Н. Корн), и Мит- рей (Б. Нечаев), и почти бессловесный боец, которому режиссер дал имя Весельчак (Н. Соколов). В сцене «Отец и сын» после шутейной перепалки появлялся Митрей и лицом к лицу сталкивался с пленным отцом- станичником. Наступала томительная пауза. — Батя... Бож-же ж мой, вот свиде­ лись!.. Пытливо прищурившись, поглядывал на опешившего казака Весельчак и вяло тянул на мотив «Ночка темна»: Ростов-город мы прославим, На Садовой дом поставим... Не выдерживает Митрей испытующего взгляда товарищей: — Ежели меня спытать хотите —да­ вайте!.. И взметнулась шашка над головой. Еще секунда — просвистит в воздухе клинок. Сипло, но с гордостью за сына вырывается у пленного отца: — Так, Митрей... Сила... Сила, парень... Не шелохнувшись, не изменив позы, все тянул свою, насмешливую прибаутку Ве­ сельчак: Ростов-город мы прославим... Именно потрясающее спокойствие, буд_- ничность песенки, а не увещевания друзей отрезвляют Митрея. Сцена, выстроенная по сложнейшим канонам психологической правды, потрясала. С такой же глубиной и тонкостью была исполнена и сцена встречи Сысоева и Ка­ зака в ночной степи, когда долго ни тот, ни другой не могут распознать —д^уг пе­ ред ним или враг. Показывая офицеров храбрыми, самоот­ верженными людьми, режиссер в то же время находил соответствующие художе­ ственные краски, чтобы вызвать к врагам определенное отношение. Бронепоезд «Офицер» окружен ' буден- новцами. Выхода для белых нет. Слышен голос офицера из бронепоезда: — По порядку номеров, господа офице­ ры. Первый. Десять выстрелов... Падения тел —офи­ церы кончают самоубийством, не желая сда­ ваться в плен. Какой героический жест! «Гвардия умирает, но не сдается». Но вот раздаются голоса из цепи буденновцев: — Тожа. Организованные... — Ну, царстзо им турецкое! — Был «Офицер», да весь вышел. Несколько реплик, недоумевающих, на­ смешливых,—и впечатление снижено. Здесь не было глумления чад повергнутым вра­ гом—голоса бойцов звучали строго, даже сочувственно —каждый из них не раз гля­ дел з глаза смерти, плясать на могиле че станет. Но тем сильнее проявлялась вся внутренняя пустота внешне-эффектного же­ ста офицеров. Краснофакельский спектакль получил широкое признание и стал примером орга­ нического сочетания искреннего пафоса, ре­ волюционного энтузиазма с предельной правдивостью и простотой исполнения. Рас­ крывая героическую борьбу восставших масс, спектакль показывал, какие громад­ ные сдвиги в психике миллионов произошли в результате революционной ломки. Некоторое представление о спектакле А. Дикого может дать радиофильм, храня­ щийся в фондах Новосибирского Радиоко­ митета. Правда, создан он по прошествии многих лет и с другими исполнителями, но те, кто видел й 30-е гг. «Первую конную» в «Красном факеле», утверждают, что ре­ жиссер Н. Коростынев (он был участником спектакля Дикого) очень тЬчно воспроизвел дух и многие детали постановки. Жизнь властно врывалась в деятель­ ность передвижного театра, корректировала репертуарные замыслы, заставляла делать наиболее строгий отбор режиссерских на­ правлений, диктовала художникам, оформ­ лявшим спектакли. Все хуже принимались спектакли, решенные в условном ключе, все больший успех выпадал на спектакли пря­ мых жизненных соответствий. Все это с осо­ бой отчетливостью выявилось во время зна­ менитых гастролей «Красного факела» по Донбассу. Четырехмесячная поездка театра по шахтерским клубам и рудничным Двор­ цам труда —предмет особой гордости крас- нофакельцев. В конце 20-х годов страна делала став­ ку на решительное увеличение численности рабочего класса. Среди прочих мер, загля­ дывая в завтра, в маленьких глухих местеч­ ках создавались солидные острова культу­ ры: к 1928 году в Донбассе появилось 13 но­ веньких, отстроенных по последнему слову театральной техники, Дворцов культуры. Краснофакельцы получили предложение Всеукраинского союза горняков совершить гастрольную поездку по шахтерским клубам и с радостью согласились. — Раньше при въезде в новый дом попы служили молебны с водосвятием. А теперь эту роль выполним мы своими спектакля­ ми,—шутили краснофакельцы. Донбасс тех лет «славился» своим без­ дорожьем Декорации перевозили на теле­ гах. Артисты усаживались на линейки —по три человека с двух сторон, спиной друг к другу — и в путь по тряской знойной доро­ ге. Переезд в 30 километров продолжался 5—6 часов. Беда, если дождь! Колеса по ось тонут в грязи, телеги опрокидыва­ ются на косогорах, того и гляди —ока­ жешься в канаве. Сколько смеха, а иногда и слез! Но встречи со зрителями вознаграждали за все. Во Дворце тепло, уютно. Световая аппаратура закупалась в Германии (жаль,, что мало кто умел ею пользоваться), зана­ вес не нужно раздергивать —он плавно' раздвигался при помощи электромотора,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2