Сибирские огни № 04 - 1971
бойцы!.. Нет человеческой силы, нет силы машин против трудового народа! И всюду для нас фронт!» Живыми человеческими характерами были наделены и Сысоев (Н. Корн), и Мит- рей (Б. Нечаев), и почти бессловесный боец, которому режиссер дал имя Весельчак (Н. Соколов). В сцене «Отец и сын» после шутейной перепалки появлялся Митрей и лицом к лицу сталкивался с пленным отцом- станичником. Наступала томительная пауза. — Батя... Бож-же ж мой, вот свиде лись!.. Пытливо прищурившись, поглядывал на опешившего казака Весельчак и вяло тянул на мотив «Ночка темна»: Ростов-город мы прославим, На Садовой дом поставим... Не выдерживает Митрей испытующего взгляда товарищей: — Ежели меня спытать хотите —да вайте!.. И взметнулась шашка над головой. Еще секунда — просвистит в воздухе клинок. Сипло, но с гордостью за сына вырывается у пленного отца: — Так, Митрей... Сила... Сила, парень... Не шелохнувшись, не изменив позы, все тянул свою, насмешливую прибаутку Ве сельчак: Ростов-город мы прославим... Именно потрясающее спокойствие, буд_- ничность песенки, а не увещевания друзей отрезвляют Митрея. Сцена, выстроенная по сложнейшим канонам психологической правды, потрясала. С такой же глубиной и тонкостью была исполнена и сцена встречи Сысоева и Ка зака в ночной степи, когда долго ни тот, ни другой не могут распознать —д^уг пе ред ним или враг. Показывая офицеров храбрыми, самоот верженными людьми, режиссер в то же время находил соответствующие художе ственные краски, чтобы вызвать к врагам определенное отношение. Бронепоезд «Офицер» окружен ' буден- новцами. Выхода для белых нет. Слышен голос офицера из бронепоезда: — По порядку номеров, господа офице ры. Первый. Десять выстрелов... Падения тел —офи церы кончают самоубийством, не желая сда ваться в плен. Какой героический жест! «Гвардия умирает, но не сдается». Но вот раздаются голоса из цепи буденновцев: — Тожа. Организованные... — Ну, царстзо им турецкое! — Был «Офицер», да весь вышел. Несколько реплик, недоумевающих, на смешливых,—и впечатление снижено. Здесь не было глумления чад повергнутым вра гом—голоса бойцов звучали строго, даже сочувственно —каждый из них не раз гля дел з глаза смерти, плясать на могиле че станет. Но тем сильнее проявлялась вся внутренняя пустота внешне-эффектного же ста офицеров. Краснофакельский спектакль получил широкое признание и стал примером орга нического сочетания искреннего пафоса, ре волюционного энтузиазма с предельной правдивостью и простотой исполнения. Рас крывая героическую борьбу восставших масс, спектакль показывал, какие громад ные сдвиги в психике миллионов произошли в результате революционной ломки. Некоторое представление о спектакле А. Дикого может дать радиофильм, храня щийся в фондах Новосибирского Радиоко митета. Правда, создан он по прошествии многих лет и с другими исполнителями, но те, кто видел й 30-е гг. «Первую конную» в «Красном факеле», утверждают, что ре жиссер Н. Коростынев (он был участником спектакля Дикого) очень тЬчно воспроизвел дух и многие детали постановки. Жизнь властно врывалась в деятель ность передвижного театра, корректировала репертуарные замыслы, заставляла делать наиболее строгий отбор режиссерских на правлений, диктовала художникам, оформ лявшим спектакли. Все хуже принимались спектакли, решенные в условном ключе, все больший успех выпадал на спектакли пря мых жизненных соответствий. Все это с осо бой отчетливостью выявилось во время зна менитых гастролей «Красного факела» по Донбассу. Четырехмесячная поездка театра по шахтерским клубам и рудничным Двор цам труда —предмет особой гордости крас- нофакельцев. В конце 20-х годов страна делала став ку на решительное увеличение численности рабочего класса. Среди прочих мер, загля дывая в завтра, в маленьких глухих местеч ках создавались солидные острова культу ры: к 1928 году в Донбассе появилось 13 но веньких, отстроенных по последнему слову театральной техники, Дворцов культуры. Краснофакельцы получили предложение Всеукраинского союза горняков совершить гастрольную поездку по шахтерским клубам и с радостью согласились. — Раньше при въезде в новый дом попы служили молебны с водосвятием. А теперь эту роль выполним мы своими спектакля ми,—шутили краснофакельцы. Донбасс тех лет «славился» своим без дорожьем Декорации перевозили на теле гах. Артисты усаживались на линейки —по три человека с двух сторон, спиной друг к другу — и в путь по тряской знойной доро ге. Переезд в 30 километров продолжался 5—6 часов. Беда, если дождь! Колеса по ось тонут в грязи, телеги опрокидыва ются на косогорах, того и гляди —ока жешься в канаве. Сколько смеха, а иногда и слез! Но встречи со зрителями вознаграждали за все. Во Дворце тепло, уютно. Световая аппаратура закупалась в Германии (жаль,, что мало кто умел ею пользоваться), зана вес не нужно раздергивать —он плавно' раздвигался при помощи электромотора,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2