Сибирские огни № 04 - 1971
эпизодов вообще составляла одну из силь ных сторон режиссуры В. Тезавровского. Похвал заслужили исполнители трудных ро лей генерала Гаевского (Василевский), его сестры (Мильтон), сына-краскома Николае ва (Пестовский), красноармейцев Шныря (Нечаев) и Теткина (Веселов). В марте 1929 года, когда «Красный фа кел» гастролировал в Уфе, состоялась еще одна творческая встреча с полюбившимся коллективу режиссером. Театр тогда гото вился к своему первому, как предполага лось, стационарному сезону в Свердловске и с ,особой тщательностью готовил к зиме новый репертуар. Л. Прозоровский поста вил комедию А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». При всей добротно-реалистической трак товке пьесы в стиле и традициях Малого театра, было в нем нечто от новых веяний, что позволило впоследствии актерам Алек сандринки во время краснофакельских га стролей (1931 г.) говорить о необычности постановки. В самом деле, излюбленная Прозоровским установка декораций на дви жущемся кругу, примененная к пьесе Островского, показалась представителям академического театра смелым, но умест ным новаторством. Заостренно, едва ли не в плане мейерхольдовского гротеска испол нялись роли Городулина (Бахромов), Клео патры Львовны (Мильтон), Мамаева (Ти мохин). В роли Глумова В. Пестовский выделял черты предприимчивости, ловкости, всем своим обликом мужественного, здорового человека противостоял изломанным, при дурковатым представителям «света». Но в Пестовском-Глумове присутствовало также грубо-земное, порою чуть ли не животное начало. Символично выглядел один забав ный трюк. В сцене с Клеопатрой Львовной, изображая пылкую страсть к этой преста релой львице, Глумов через всю сцену бро сался к ней в ноги, зарывался лицом в юб ки, но когда хотел освободиться, неожидан но запутывался и повисал на оборке платья, как в петле. В жизнь «Красного факела» Прозоров ский внес высокую и звонкую, прозрачно ясную романтическую струю, жизнеутверж дающую тональность. Своими спектаклями он прославлял нового человека, рожденно го революцией. Заслуживал особого внима ния опыт синтеза лучших достижений «ле вых» с добротным реалистическим искус ством академических театров. Среди многочисленных встреч краснофа- кельцев с режиссерами различных школ и направлений особое место занимает встреча с самобытным искусством Алексея Денисо вича Дикого. Впервые это случилось летом 1930 года, в Минске. Дикий только что создал в Ленинградском государственном народном доме свой знаменитый героико- революционный спектакль «Первая конная» и охотно отозвался на предложения двух передвижных театров —•«Красного факела» и имени Шевченко, базировавшегося на его родине в Днепропетровске,— перенести по становку на сцены, имевшие столь обшир ную аудиторию. Как истинный художник, Дикий не копи ровал самого себя, а каждый раз создавал новое, оригинальное произведение, и это особенно ценили актеры. Настоящим празд ником для краснофакельцев стала встреча с режиссером, объединявшим в органиче ском сплаве мхатовские принципы искус ства жизненной правды с марджановским буйством красок. Подлинный новатор сце ны, Дикий был безудержно изобретатель ным и озорным и при этом строго подчинял свою фантазию законам жанра. «Первая конная» в его постановке (оформление С. Вишневецкой и Е. Фрадкиной, музыка Ковнера) прозвенела героической пес ней, и каждый эпизод этой калейдоскопи ческой пьесы стал необходимым звеном еди ной цельной картины. «Первая конная» была важной вехой на пути становления советской реалистической драматургии. При всем внешнем отличии пьесы от «традиционных» произведений, со знательном выделении в своих героях «об щего»1, Вс. Вишневский не ушел, а, может быть, более других приблизился к принципу конкретизации образа, к психологической тонкости в обрисовке характеров. А. Дикий еще более подчеркнул и помог актерам раскрыть живые индивидуальные черты их героев. Из высказывания Виш невского о пьесе: «Течет масса разноли кая» — режиссер сделал упор не на слове «масса», а на слове «разноликая». Прекрас но реализовал он в стиле лучших мхатов ских традиций и такую установку автора, высказанную им во вступлении к пьесе: «Белых показать без акцента в сторону трусости, подлости и т. д.». Но объективно верное отражение действительности нигде не становится преградой для страстной, партийной тенденциозности. «Невиновного солдата расстреляли офи церы да ударники корниловские... Не успел ни с кем проститься солдат... Не успел и в лицо палачам посмотреть. Товарищи, кото рые живые! Хорошо запоминайте офицер ский лик —царской армии! Придет время — станут против нас,— узнавайте, в лоб им цельте!..» С неподдельной искренностью и болью вырываются подобные восклицания у Ведущего. В исполнении В. Пестовского Ведущий представал вполне конкретным человеком — бойцом Первой конной. За основательной, неспешной повадкой бывшего матроса, мно го пожившего, не раз видевшего смерть в- глаза, угадывалась сильная, взрывчатая на тура. Без пафоса, без внешней аффектации сильно и вдохновенно говорил он в финале: «Глядите в оба, товарищи! Слушайте в оба, 1 «Отдельные герои не играют решающей ро ли в произведении и не заслоняют собой массу рядовых бойцов»,— писал в аннотации к «Первой конной» Н. Свирин («К постановке пьесы в театре «Красный факел»). Казань, 1930, 2! сен тября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2