Сибирские огни № 04 - 1971
ле», по отзывам ветеранов театра, актри сой, сумевшей убедительно раскрыть эво люцию своей героини, стала К. Гончарова, вступившая вскоре в труппу театра. В связи с нашим наблюдением за обра зом центральной героини интересно отме тить почти повсеместный успех исполнитель ниц роли Пановой. В «Красном факеле»: «Особо выделяется Колосовская (Панова). В актрисе угадывается большой такт и хо рошая школа. Ее Панова — это закончен ный, строго продуманный тип, прекрасно выдержанный и в характере и в тоне от на чала до конца. Она подкупает своей просто той и зажигает своей горячностью». В киев ском театре: «Из исполнителей с наиболь шей яркостью, законченностью и исчерпыва ющей выразительностью проводят роли Во- лоховская (Панова), Болдуман (Кошкин), Орлов (солдат Пикалов)...». Видимо, не слу чайно исполнительница роли Пановой назва на первой. Вероятнее всего, здесь, как и в случае с краснофакельской актрисой, мы имеем дело с исполнением, основанным на выверенной традиции. Амплуа женщины- вамп было настолько распространено в дра матургии, предшествующей появлению со ветских пьес, что достаточно было даже не которого, весьма незначительного у драма турга, влияния этого амплуа на образ Па новой, чтобы задача актрис во много раз облегчилась. Более всего радует в отзывах на красно- факельскую «Любовь Яровую», что, как и повсеместно, в центре спектакля оказался Швандя — образ принципиально новый для советской драматургии. Свердловский ре цензент, как мы помним, отвергает радост но-романтическую концепцию постановщи ка, и, следовательно, ему чуждо решение роли Шванди в жизнерадостных тонах. Од нако репензент вынужден признать убеди тельность исполнения: «Матроса Швандю играет Веселов. Его Швандя —какой-то простецкий, веселый парень, выхваченный из черноземной курской толщи, но он твер до знает, что делает, и подчас сквозь его непосредственный смех звучит ядовитый сарказм над его политическими врагами. С его толкованием Шванди можно не согла шаться, но нельзя не сказать, что прорабо тан он у Веселова до. последней детали». Менее повезло образам руководителей, коммунистов. Даже в Свердловске, где до приезда «Красного факела» не было своей драмы, Кошкин в исполнении В. Пестов ского и Грозной —М. Шубин показались «неплохими, но несколько штампованными», а потому недостаточно убедительными об разами. «Пестовскому к тому же,— писал рецензент,— мешает какая-то нарочитая на игранность». Постановщику вместе с актерами уда лось дать яркие характеристики в сочетании с простотой и непосредственностью испол нения многим ролям —Марьи (Халатова), Пикалова (Тимохин), Чира (Шейнин), Ели- сатова (Валевский); очень острый рисунок дала Мильтон, игравшая Дуньку (рецен зент, правда, не одобряет ее «утрировку тона, впадающего подчас в шарж»). Боль шое впечатление производила такая «рос кошь», как использование в спектакле двух оркестров—духового и струнного, да еще со специально написанной музыкой (вещь для провинции необычайная). Мажорная концепция постановки имела у зрителей большой успех. Приход красных, их стремительное появление с развернутым красным знаменем, ликование народа, руко пожатие, которым обменивались Яровая и Кошкин,— все это вызывало большой энту зиазм: «Стихийно захватывал зал заключи тельный момент пьесы, покрытый бурными аплодисментами». («Уральский рабочий», 1928, 17 октября.) Постановка «Любови Яровой», по сло вам другого свердловского критика — Н. Роя, «окончательно закрепила симпатии рабочего зрителя к театру»1. Содружество с Л. М. Прозоровским не ограничилось одной постановкой. Вскоре «Красный факел» встречается с ним вновь, теперь уже как с драматургом. Пьесу «Сиг нал» Прозоровский написал совместно с С. Поливановым и с успехом поставил в 1928 г. в Малом театре. Уже в феврале сле дующего года краснофакельцы создают свой вариант «Сигнала», и спектакль также встречает хороший прием (режиссер В. Те- завровский) «Театр можно поздравить с постановкой»,—написал Н. Рой2. Н. Рой всецело приемлет патетику, воз вышенный пафос революции. Он с востор гом рассказывает, как непосредственно реа гировал зритель на происходящее: «Многие реплики и даже появление «красных» на сцене покрывались бурными аплодисмен тами». Пьеса «Сигнал» написана под свежим впечатлением от шумного и повсеместного успеха «Любови Яровой». Может быть, по этому в ней ощутимы некоторые ремини сценции знаменитой предшественницы. Рассказывая об одном эпизоде граждан ской войны, драматурги стремились в тра дициях реализма раскрыть образы и быт «красных». — Наконец-то я увидел на сцене не су сальных коммунистов, а настоящих, допод линных участников гражданской войны,— писал в московской прессе преподаватель Военной Академии Гай и с особенным удовлетворением подчеркивал: —Наконец- то я увидел на сцене своих подлинных клас совых врагов, врагов не ничтожных, трусли вых и дряблых, какими их до сих пор изо бражают на сцене, а врагов, хотя и жесто ких, хищных, но стойких и храбро отстаи вающих интересы своего класса. В «Красном факеле» все 25 исполните лей, по словам рецензента, даже самые ма ленькие эпизодические роли сыграли тепло и правдиво. Тщательность проработки всех 1 Н. Рой. «Красный факел». «Советский театр М., 1930, № 5—6, стр. 34. г «Уральский рабочий», Свердловск, 1929, 5 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2