Сибирские огни № 04 - 1971
выкидывал формальные трюки. В принципе решения его постановка ничем не отлича лась от спектакля Малого театра. Декора ции были те же, знаменитые меньшутин- ские: на вращающемся круге в условно реалистической манере была выстроена кон струкция в два этажа. Действие, таким об разом, могло мгновенно переноситься в раз личные точки сцены. Несмотря на неболь шой диаметр'накладного круга, на котором размещались декорации, актеры чувствова ли себя очень удобно. Л. Бахромов, играв ший Ярового, после премьеры не без удив ления отмечал: «Впервые чувствую себя среди нагромождения декораций так просторно». Вот состав, сыгравший в «Красном фа келе» премьеру: Яровая —А. Сапрыкина, Яровой —Л. Бахромов, Кошкин —В. Пе стовский, Швандя —Н. Веселов, Панова — К. Суковская, Елисатов —К. Валевский, Колосов — П. Волошин, Дунька —Э. Миль тон, Грозной —М. Шубин, Пикалов —С. Ти мохин, Чир —М. Шейнин, Марья —М. Зи мина. К сожалению, я не располагаю рецен- зйями на. первые спектакли, даже не могу утверждать — были ли они. Но позднее, уже после приезда театра в Свердловск, здесь появился обстоятельный разбор спек такля в газете «Уральский рабочий»1, ре цензента, скрывшегося под псевдонимом «Кавэ». В пьесе вместо отражения острейших классовых битв революции рецензент видит лишь «формирование симпатий», централь ный конфликт излагается в виде формулы: «долг революционера и чувство женщины». С этих позиций он анализирует спектакль и, отдавая должное «прекрасной разработке психологии действующих лиц, блестящим диалогам и изумительным по динамичности концовкам картин», считает серьезной ошибкой режиссера его стремление «пере ключить внимание зрителя на пафос и ге роику гражданской войны». Почему же, спрашивается^ Да потому, что это «не сколько понижает ценность основной кон цепции пьесы». Взволнованно-романтический тон вопло щения народной революционной темы, ра достность, праздничность восприятия рево люции—самые сильные стороны спектакля Л. Прозоровского —оказались чуждыми ре цензенту. Он желал бы видеть в центре спектакля трагический разлад между чув ством и долгом, а поэтому несколько завуа лированно, но все же достаточно определен но выступает против обнаженной политиче ской тенденциозности решения пьесы. Как известно, А В. Луначарский отозвался на спектакль Прозоровского в Малом театре словами: «Любовь Яровая» —это настоя щая победа левого театра»1 2. В этом выска зывании прозвучало стремление прекратить 1 «Уральский рабочий». Свердловск, 1928, 17 октября. 2 «А. В. Луначарский о театре и драматур гии». М., т. I, 1958, стр 345. ненужные нападки на академические театры со стороны «левых» критиков, отмечался ре шительный сдвиг «акоз» навстречу новой жизни. Рецензент «Уральского рабочего» игнорирует этот факт. Он стоит за незыбле мость академических традиций и поэтому своеобразие пьесы («она изобилует массой эпизодических лиц и сцен») относит в раз ряд недостатков, которые постановщику следует преодолевать. Останавливаюсь более подробно на по зиции критика «Уральского рабочего» пото му, что перед нами типичный случай пери ферийного преломления рапповских воззре ний. Стремление раскрыть тезис — «как классовая борьба отражается во внутреннем мире человека»1, постоянное заклинание «интересами рабочей аудитории», отрицание прямого отображения социальной классовой борьбы составляло основу этой позиции. В дальнейшем мы нередко будем сталки ваться с разновидностями аналогичных воз зрений на театр. Сравнивая спектакль краснофакельцев с постановками «Любови Яровой» в других театрах периферии, ■удивляешься одному обстоятельству — исполнению роли Яровой и в Киеве, и в Баку, и в «Красном факеле» критики предъявляли одинаковые претен зии: монотонность, неумение показать эво люцию характера. Вот что сказано о крас- нофакельской исполнительнице: «А. Сапры кина дает интересный по замыслу тип спо койной, уравновешенной, умершей для себя женщины. Вся ее жизнь — в памяти мужа- революционера и в стремлении идти по его пути. Но в моменты пробуждения (первая встреча с мужем, прощание с ним, заключи тельный диалог с Пановой) хотелось бы чувствовать больше экспрессии, подъема, драматичности». Вот отзыв об исполнении центральной роли в Киеве: «Менее удовлетворяет'Дани левская, не глубоко раскрывающая драму Любови Яровой и нечетко показывающая развитие характера героини...»2. А вот Яро вая в Бакинском театре: «С подлинным трагическим подъемом проводит ,3-й, акт Рутковская-Яровая; речевое мастерство ее несомненно, но в общем роль слабо, расцве чена, несколько однотонна»3. Столь удивительное совпадение в- оцен ках исполнения роли в разных спектаклях разных постановщиков можно объяснить одним —образ Яровой представлял для актрис новый, еще недостаточно осознан ный жизненный материал, подступы к реше нию ролей подобного плана были еще не- изведаны. Потребовался огромный талант В. Н. Пашенной, чтобы мужественность и строгость, свойственные образу революцио нерки, были показаны в органическом со четании с глубокой личной драмой, чтобы з основе исполнения оказался процесс роста, возмужания характера. В «Красном факе 1 См. «На литературном посту» М., 1930, № 2, стр. 6. 2 См «Жизнь искусства», 1927, № 19, сгр. 18 3 Там же, сто. 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2