Сибирские огни № 04 - 1971
Рубин корреспонденту,— был взят курс на постепенное вытеснение старого репертуара и замены его новым. Мы старались брать лучшее из столичного репертуара. Житомир ский сезон театр открыл моей постановкой «Конца Криворыльска», оформленного в принципе трансформирующихся ширм. Сле дующим спектаклем была трагикомедия Замятина «Общество почетных звонарей» в моей постановке. Здесь широко было исполь зовано психологическое обыгрывание пред метов и введена музыка Прокофьева. В Жи томире же режиссером Сергеевым была поставлена впервые в СССР пьеса Дм. Щег лова «Пурга». Им же была показана в во девильном разрезе украинская пьеса «Иван Кочерга» (корреспондент ошибся, назвав именем автора пьесу. На самом деле в «Красном факеле» шла пьеса Кочерги «Фея горького миндаля» — Л. Б.). Все постановки оригинально оформлялись молодым харь ковским художником Иваном Мячиным в плане условного реализма. Спектакли шли без суфлера. Труппа театра состоит исклю чительно из молодежи.1 В этой беседе-отчете по существу нари сована программа деятельности, которой «Красный факел» будет следовать все остальные годы кочевой жизни. Главное в новом направлении театра —курс на совре менный советский репертуар. Все чаще будут появляться на афише театра названия всех лучших московских премьер, на деле будет осуществляться идея «тиражирования» луч ших достижений столицы. Но мысль о за воевании своего места в составе московских или ленинградских театров заставит также искать свою пьесу, с особенной гордостью подчеркивать, как в приведенном высказыва нии Рубина,— «поставлено впервые в СССР краснофакельцами». Артисты счастливы были наконец вплот ную столкнуться с образами современников. Рассказывают, с каким упоением надевали они синие блузы и красные косынки, ко жаные краги ответработников и клетчатые кепи вредителей. «Конец Криворыльска» старокраснофакелыш называют первым со ветским спектаклем в «Красном факеле», зачеркивая, как несостоявшийся, опыт созда ния «Мандата» и «Розиты». Поразил принцип оформления «Общества почетных звонарей». Шутили, что на деко рации художник И. Мячин истратил 4 руб. 50 коп. Дело в том, что оформлен был спек такль с помощью контурных линий, обозна чавших место действия. Материалом для «линий» послужило несколько метров верев ки, на приобретение которой действительно была израсходована указанная сумма. На фоне черных сукон изломами веревки нано сились штрихи, превращавшие сцену в вокзал, ринг и т. п. А. Рубин старательно освобождал сцену от «гипноза иллюзорности», стремился, что бы зритель как можно ярче ощущал, что «перед ним игра, шел на эту игру сознатель но»1. Об этом говорила его приверженность к «условному реализму», принцип соедине ния сугубо условного оформления с «психо логическим обыгрыванием предметов». Во второй половине 20-х годов искусство Мейерхольда все дальше отходило от теат ра социальной маски. Искусство, опериро вавшее столкновениями классов, а не конк ретных людей, изживало себя повсеместно. Все большее внимание Мейерхольда к инди видуальному, к душевному складу человека не могло не сказаться и на его учениках. В этом отношении показательным явлением стала постановка в «Красном факеле» Н. Н. Буториным, убежденным сторонником идей Мейерхольда, пьесы С. Третьякова «Рычи, Китай!» (1927 г.). Сюжет пьесы С. Третьякова взят из га зетной заметки. В город Ваньсян, китайское захолустье, стал проникать европейский ка питал. Один из скупщиков кожсырья в драке с китайцами был убит. Капитан английской канонерки «Кокчефер» потребовал у местно го союза лодочников выдать убийцу, но получил ответ, что убийца бежал. Тогда капитан потребовал казни двух членов сою за лодочников, независимо от причастности к этому делу. Он дал 24 часа сроку и, в случае неисполнения своего требования, гро зил бомбардировкой местечка. Во имя спа сения города лодочники произвели между собой жеребьевку и доставили двух своих товарищей на место казни, которая и была совершена. Английский капитан почел себя вполне удовлетворенным. Один из главных теоретиков ЛЕФа, С. Третьяков, с гордостью говорил, что почти ничего не изменил в этой истории и видел в успехе пьесы торжество «драматур гии факта», «искусства без искусства». На самом деле, пьеса Третьякова тем и сильна, что из газетного факта здесь было создано произведение с психологической мотивиров кой поступков действующих лиц, со строго выстроенным сценическим конфликтом. Подобно мейерхольдовскому, спектакль краснофакельцев оказался на перепутье между театром агитационным и театром жизненным, театром условным и театром прямых жизненных соответствий, между театром «социальной маски» и театром конк ретных, живых человеческих образов. Краснофакельцы гордо заявляли, что- пьесу «Рычи, Китай!» поставили первыми в. провинции2. Это правда, первыми в про винции, но все же вслед за мейерхольдов- цами. И последствия этого факта не за медлили сказаться. Несмотря на то, что в «Красном факеле»- спектакль оформлял художник И. В. Мячин, а в ТИМе —С. Ефименко, поражает совпа дение образного решения. В обоих слу чаях —геометрически четкое деление сценм 1 Вс. Мейерхольд. «Печать и революция», М., 1922, кн. I, стр. 307.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2