Сибирские огни № 04 - 1971

тельностью подготовить спектакль «Рельсы гудят»1. Что же позволяло театру в условиях полустационирования не заниматься гонкой премьер? Объяснение простое —театр сохра­ нял прежние спектакли. Портативное оформ­ ление позволяло перевозить довольно зна­ чительное число декораций —до 30 спектак­ лей возил в своих вагонах «Красный факел»!1 2 «Единой формальной линии у театра нет, это вполне естественно при пестроте репер­ туара «Красного факела»,— продолжал да­ лее Ригорин.—Но при некотором различии формальных приемов театр стремится к мак­ симальной подвижности спектакля. Отчасти это достигается вращающейся площадкой, которую театр привез с собой». Речь здесь идет как будто лишь об оформлении. Но на самом деле — перед на­ ми вновь все та же татищевская программа на объединение в пределах одного коллекти­ ва различных театральных школ и направ­ лений. В дальнейшем мы проследим, как создавалось это причудливое сочетание спектаклей, поставленных то в манере «ле­ вых», то в принципах академических теат­ ров. Можно сказать, что изучение истории одного театра «Красный факел» позволяет увидеть отражение всего сложного процесса развития советского театра на его пути к реализму и обновлению реализма. Заключая наш разговор об администра­ торах «Красного факела», мы приходим к выводу, что в лице И. Нежного и Г. Чи­ горина коллектив нашел театральных орга­ низаторов нового типа, духовных едино­ мышленников, выражавших в своей деятель­ ности общую волю. «Красный факел» про­ должал главную свою традицию —ориента­ цию на рабочего зрителя. Поэтому, несмот­ ря на смену руководства, никакой «револю­ ции» не произошло, как это считают некото­ рые исследователи истории театра. Менялся репертуар, особое внимание стало уделять­ ся современной советской пьесе, преимуще­ ственно таировская ориентация сменилась на преимущественно мейерхольдовскую. Но театр по-прежнему остался коллективом, широко и щедро открывавшим двери для любых театральных школ и направлений. Для того, чтобы убедиться в правомерности последнего вывода, проанализируем несколь­ ко спектаклей, поставленных в «Красном факеле» в течение ряда лет несколькими ре­ жиссерами. ОТ «ЛЕВЫХ» ДО «АКОВ» Вскоре после ухода Татищева предста­ вители театра отправились в Москву на поиски нового художественного руководите­ ля. Именно в Москву, где бурно бился пульс 1 «Уральский рабочий», Свердловск, 1928, 21 сентября. 2 «Жизнь искусства». Л., 1927, № 34, стр. 13. театральной жизни, где еще недавно гремел «Театральный Октябрь», «левые» громил» академические театры, утверждая агитспек- такль, спектакль-митинг и где теперь побе­ доносно шествовала «Любовь Яровая» и отстаивали право на жизнь «Дни Турбиных», где готовился «Бронепоезд 14-69», по-новому звучала обновленная классика—«Горячее сердце» и «Женитьба Фигаро» во МХАТе, где спорил с ними мейерхольдовский «Ре­ визор», в то же время сближаясь в чем-то, где разведчиками новых тем послереволю­ ционной жизни выступали театры имени Ре­ волюции, Вахтангова, МГСПС... Однако представители «Красного факе­ ла», не раздумывая, прямым ходом напра­ вились к режиссерам-мейерхольдовцам. По­ чему? Это легко понять, если вспомнить, что хотя Мейерхольд к тому времени уже утра­ тил свою монополию на театральное нова­ торство в Москве, имя его звучало как девиз, как лозунг для всей периферии. Первым, к кому обратился представитель «Красного факела», был известный впослед­ ствии режиссер А. Б. Винер, выпускник ГВЫРМ (этим уродливым сокращением обозначались Государственные Высшие Ре­ жиссерские Мастерские, где преподавал Вс. Мейерхольд). Неизвестна причина, по ко­ торой Винер отказал в просьбе землякам- одесситам, но его рекомендация сыграла решающую роль. Вскоре факельский пред­ ставитель П. М. Волошин повстречался с еще одним выпускником ГВЫТМ (тех же «Мастерских», но со словом «Театральные»). Невысокий, плотный паренек с лохматой шевелюрой, в рубашке с расстегнутым воро­ том, полуразвалясь, пристально вглядывался в представителя через стекла сильных очков. Выслушав предложение, не раздумывая, дал согласие, но при этом запросил такую бас­ нословную зарплату, что Волошин только ахнул. А режиссер, нисколько не смутив­ шись, с поражающей легкостью уменьшил требование чуть ли не наполовину, чем вновь поверг представителя в недоумение. Потом оба рассмеялись. Так при несколько экстравагантных обстоятельствах у «Крас­ ного факела» появился новый главный ре­ жиссер, 23-летний А. И. Рубин, человек та­ лантливый, творческий, увлекающийся, но, к сожалению, очень неорганизованный. В отличие от многих своих собратьев, Рубин умел быть беспристрастным в оценке явлений искусства. Придя в «Факел», он очень тепло отозвался о работах Татищева, чем сразу снискал симпатии. В интервью с корреспондентом «Нового зрителя» он гово­ рил: — Постановки театра отличались тща­ тельностью, находились в работе по несколь­ ку месяцев, и «Красный факел» являлся одним из наиболее крепких дел провинции. Но уважение к заслугам предшественника не помешало режиссеру проводить ,свою твердую репертуарную и художественную политику. — С момента моего вступления в театр в августе прошлого года,—рассказывал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2