Сибирские огни № 04 - 1971
тельностью подготовить спектакль «Рельсы гудят»1. Что же позволяло театру в условиях полустационирования не заниматься гонкой премьер? Объяснение простое —театр сохра нял прежние спектакли. Портативное оформ ление позволяло перевозить довольно зна чительное число декораций —до 30 спектак лей возил в своих вагонах «Красный факел»!1 2 «Единой формальной линии у театра нет, это вполне естественно при пестроте репер туара «Красного факела»,— продолжал да лее Ригорин.—Но при некотором различии формальных приемов театр стремится к мак симальной подвижности спектакля. Отчасти это достигается вращающейся площадкой, которую театр привез с собой». Речь здесь идет как будто лишь об оформлении. Но на самом деле — перед на ми вновь все та же татищевская программа на объединение в пределах одного коллекти ва различных театральных школ и направ лений. В дальнейшем мы проследим, как создавалось это причудливое сочетание спектаклей, поставленных то в манере «ле вых», то в принципах академических теат ров. Можно сказать, что изучение истории одного театра «Красный факел» позволяет увидеть отражение всего сложного процесса развития советского театра на его пути к реализму и обновлению реализма. Заключая наш разговор об администра торах «Красного факела», мы приходим к выводу, что в лице И. Нежного и Г. Чи горина коллектив нашел театральных орга низаторов нового типа, духовных едино мышленников, выражавших в своей деятель ности общую волю. «Красный факел» про должал главную свою традицию —ориента цию на рабочего зрителя. Поэтому, несмот ря на смену руководства, никакой «револю ции» не произошло, как это считают некото рые исследователи истории театра. Менялся репертуар, особое внимание стало уделять ся современной советской пьесе, преимуще ственно таировская ориентация сменилась на преимущественно мейерхольдовскую. Но театр по-прежнему остался коллективом, широко и щедро открывавшим двери для любых театральных школ и направлений. Для того, чтобы убедиться в правомерности последнего вывода, проанализируем несколь ко спектаклей, поставленных в «Красном факеле» в течение ряда лет несколькими ре жиссерами. ОТ «ЛЕВЫХ» ДО «АКОВ» Вскоре после ухода Татищева предста вители театра отправились в Москву на поиски нового художественного руководите ля. Именно в Москву, где бурно бился пульс 1 «Уральский рабочий», Свердловск, 1928, 21 сентября. 2 «Жизнь искусства». Л., 1927, № 34, стр. 13. театральной жизни, где еще недавно гремел «Театральный Октябрь», «левые» громил» академические театры, утверждая агитспек- такль, спектакль-митинг и где теперь побе доносно шествовала «Любовь Яровая» и отстаивали право на жизнь «Дни Турбиных», где готовился «Бронепоезд 14-69», по-новому звучала обновленная классика—«Горячее сердце» и «Женитьба Фигаро» во МХАТе, где спорил с ними мейерхольдовский «Ре визор», в то же время сближаясь в чем-то, где разведчиками новых тем послереволю ционной жизни выступали театры имени Ре волюции, Вахтангова, МГСПС... Однако представители «Красного факе ла», не раздумывая, прямым ходом напра вились к режиссерам-мейерхольдовцам. По чему? Это легко понять, если вспомнить, что хотя Мейерхольд к тому времени уже утра тил свою монополию на театральное нова торство в Москве, имя его звучало как девиз, как лозунг для всей периферии. Первым, к кому обратился представитель «Красного факела», был известный впослед ствии режиссер А. Б. Винер, выпускник ГВЫРМ (этим уродливым сокращением обозначались Государственные Высшие Ре жиссерские Мастерские, где преподавал Вс. Мейерхольд). Неизвестна причина, по ко торой Винер отказал в просьбе землякам- одесситам, но его рекомендация сыграла решающую роль. Вскоре факельский пред ставитель П. М. Волошин повстречался с еще одним выпускником ГВЫТМ (тех же «Мастерских», но со словом «Театральные»). Невысокий, плотный паренек с лохматой шевелюрой, в рубашке с расстегнутым воро том, полуразвалясь, пристально вглядывался в представителя через стекла сильных очков. Выслушав предложение, не раздумывая, дал согласие, но при этом запросил такую бас нословную зарплату, что Волошин только ахнул. А режиссер, нисколько не смутив шись, с поражающей легкостью уменьшил требование чуть ли не наполовину, чем вновь поверг представителя в недоумение. Потом оба рассмеялись. Так при несколько экстравагантных обстоятельствах у «Крас ного факела» появился новый главный ре жиссер, 23-летний А. И. Рубин, человек та лантливый, творческий, увлекающийся, но, к сожалению, очень неорганизованный. В отличие от многих своих собратьев, Рубин умел быть беспристрастным в оценке явлений искусства. Придя в «Факел», он очень тепло отозвался о работах Татищева, чем сразу снискал симпатии. В интервью с корреспондентом «Нового зрителя» он гово рил: — Постановки театра отличались тща тельностью, находились в работе по несколь ку месяцев, и «Красный факел» являлся одним из наиболее крепких дел провинции. Но уважение к заслугам предшественника не помешало режиссеру проводить ,свою твердую репертуарную и художественную политику. — С момента моего вступления в театр в августе прошлого года,—рассказывал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2