Сибирские огни № 04 - 1971
ству, директор театра. Он возглавлял театр вплоть до стационирования в Новосибирске, приглашал режиссеров, формировал труп пу, играл ведущую роль в подборе репер туара, т. е. руководил всей творческой жизнью коллектива, «Это был необычайный директор, мягкий, добрый, хотя и молодой, но для всех был «папой». К нему можно было обратиться по любому вопросу»,—рассказывает А. А. Хар ламова. Но, конечно, не только человеческие ка чества позволили Ригорину в течение дли тельного времени стоять у краснофакельско- го штурвала. Дело обстояло сложнее. Коллектив, воспитанный Татищевым в духе студии Художественного театра, не мог бы принять в качестве руководителя человека иной веры. Вся сила Ригорина в том и со стояла, что он верно понял, сохранил и повседневно претворял в жизнь краснофа- кельские традиции. Вот, например, как пополнял он труппу театра. Рассказывает Александра Алексеев на Харламова. — Я работала в профессиональном теат ре всего лишь год, когда неожиданно полу чила от «Красного факела» предложение служить в нем героиней, актрисой первого положения. Меня это поразило: почему* спрашивается, театр заинтересовался дев чонкой, впервые выступающей в городе само стоятельно? Оказывается, мной заинтересовались в этом, непохожем на другие провинциальные, театре, по двум причинам: во-первых, пото му, что, увидев меня на сцене, почувствова ли,’ что я еще не успела приобрести теат ральных штампов, и, во-вторых, потому, что у меня была хорошая школа. Я родилась в семье актера МХТ, выпуск ника Московского филармонического учили ща Алексея Петровича Харламова. Как известно, он, после успешных выступлений в ролях Васьки Пепла и Петра в «Мещанах», ушел в провинцию. Но и здесь он на в'сю жизнь остался пропагандистом идей Ста ниславского. Таким образом, я, можно ска зать, по наследству приобрела навыки мхатовского отношения к искусству. Думаю, что для «Красного факела» это было небез различно, как небезразлично было и то, что я окончила театральный техникум имени Луначарского под руководством ближайших учеников Станиславского Ю. А. Завадского и А. Д. Попова. Вот сочетанием всех этих обстоятельств я и объясняю удивившее меня предложение. Письмо с эмблемой на конверте —рука с пылающим факелом —пришло из Херсона, где тогда находился театр. Ригорин писал: «Предлагаем вам службу в качестве актри сы первого положения на роли по индиви дуальности (у нас нет амплуа) Ваше согла сие на дебют только подтверждает, что мы имеем дело с актрисой... Работу обещаю Вам интересную, для Вас намечаю в «Ро- зите» — Розиту, в «Саломее» —Саломею. Ваш дебют будет происходить закрыто, воз можно, только в виде сцены или монолога (по Вашему выбору)...» Саломея у меня была сделана с отцом и, в отличие от роковой Саломеи —Огонь- Догановскон, трактовалась как порывистая, беспредельно увлеченная девочка. Несмот ря на это, художественный совет, просмот ревший нашу сцену с Иоканааном-Бахро- мовым, утвердил меня в роли.1 В истории с приглашением молодой актрисы нетрудно увидеть принципы, для провинции тех лет необычные, которые не посредственно восходят к установкам МХТ. Приглашение актера, на основе его ду ховной близости коллективу, отсутствие амплуа, система дебютов, просмотров худо жественным советом —все это Ригорин взял от Татищева. Для сравнения расскажем, как был при нят в «Красный факел» в 1921 году один из лучших впоследствии комедийных его акте ров Д. Г. Леонов. Молодой выпускник петроградской теат ральной студии случайно оказался в Харь кове во время гастролей там «Красного факела». Леонов пришел в восторг от изу мительного ансамбля «Саломеи», от без удержного веселья «Игры интересов», от проникновенной простоты «Сверчка на пе чи». И отправился к Татищеву: — Мечтаю поступить в ваш театр. Владимир Константинович долго раз глядывал собеседника. Ответил уклон чиво: — Просто так мы вас принять не можем. Необходим дебют. Кроме того, решаю не я, а Правление. Ваше постоянное место жи тельства? О-о, Полтава? Значит земляки. Через несколько недель мы переезжаем туда, приходите, продолжим разговор. В Полтаве в течение целого месяца Тати щев репетировал с Леоновым роль Чтеца в «Сверчке на печи», затем в присутствии всей труппы состоялся просмотр. Татищев при всех расцеловал дебютанта. На следующий день Леонов вышел на сцену полтавского театра уже краснофакельцем и на глазах многочисленной родни и знакомых играл в прославленном татищевском ансамбле1 2. Как видим, вся церемония приема ново го члена Товарищества полностью была со хранена Ригориным. Главной задачей своей деятельности отрук считал удовлетворение запросов мас сового рабочего зрителя Как и при Татище ве, делалась ставка не на количество, а на качество спектаклей. За целый сезон 1928— 1929 года, например, Ригорин предполагал поставить лишь 6 пьес —3 современные и 3 классические. «Такое сравнительно неболь шое количество новых постановок,— говорил Ригорин в беседе с сотрудником газеты,— даст возможность театру с наибольшей тща 1 Из беседы с А. А. Харламовой, 1966, 20 ок тября, Москва. 2 Беседа с Д. Г. Леоновым записана 2 сен тября 1970 г., Новосибирск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2