Сибирские огни № 04 - 1971

С. С. Мокульского, который стал «своим че­ ловеком» в «Красном факеле». Бессребреник по духу, заботливый и чут­ кий человек, Фамилиант в течение трех лет оставался правой рукой Татищева, поддер­ живая в коллективе отношения студийности. И если мы не можем сегодня понять, в чем же проявлялся его вкус при определе­ нии репертуарной политики театра, то лишь потому, что именно в этой области с особен­ ной силой проявлялся диктат со стороны Татищева. Как человек, бесконечно предан­ ный "идее студийного движения, Фамилиант расстался с «Красным факелом» в период, когда почувствовал, что студийности при­ шел конец. — Театр исканий превратился в коммер­ ческое предприятие по прокату готовых спектаклей,— чересчур категорично заявил он уходя.1 1 Восстанавливая справедливость, скажем, что не только новый курс «Красного факе­ ла» стал причиной этого разрыва. Деятель­ ность Фамилианта на посту «представителя» не вполне устраивала коллектив. Он вклю­ чал в круг своих обязанностей многое (но далеко не все!) из того, что впоследствии войдет в должностную характеристику за­ ведующего литературной частью. Однако целый ряд чисто административных функций по складу своего характера выполнить не мог. Поэтому, когда речь зашла о га^ролях театра, Татищев вынужден был одновремен­ но с Фамилиантом пригласить еще одного администратора. Так в «Красном факеле» появился высо­ кий, представительный, с барственным бари­ тоном, известнейший в театральном мире делец-коммерсант Александр Рафаилович Аксарин. В свое время он держал крупную антрепризу в Народном доме Петербурга, в Одессе, в Киеве и Харькове, был антрепре­ нером Ф. И. Шаляпина. Поначалу краснофакельцы очень горди­ лись, что их скромным театром заинтересо­ вался столь значительный деятель. Администратор начал с чуда —выхло­ потал в Наркомпросе Украины разрешение на гастроли в столице республики и в круп­ нейших ее городах, раздобыл в постоянное пользование целых три вагона и даже аванс. Но недолго восхищались краснофакельцы своим администратором. Правильно напи­ сал впоследствии И. В. Нежный, что союз коллектива, где все дышало творчеством, мыслями об искусстве, с коммерсантом до мозга костей Аксариным стал союзом «коня и трепетной лани», которые, конечно, не могли вместе тащить театральную колесни­ цу. Аксарин считал, что имеет дело с одер­ жимыми ненормальными людьми. Красно- нофакельцы справедливо негодовали на своего «директора-организатора» за спеку­ лятивные наклонности. В самом деле, он мог изменить маршрут театра по той простой 1 Из бесед с П. М. Волошиным 14 сентября 1966 г., К. И. Валевским 8 декабря 1967 г., братом Фамилианта П. М. Петровским 28 декаб­ ря 1967 г., Москва. причине, что керосин, соль и гвозди, которые он достал в Киеве, выгодно сбыть в Проску- рове. Вскоре делец, на одной из станций, не задумываясь над этической стороной дела, оставил на произвол судьбы коллектив «одержимых». Приглашение Аксарина было ошибкой, и Татищев постарался исправить ее особо тщательным подбором новой кандидатуры на пост «организатора». Длительное время он переписывался с Игорем Владимирови­ чем Нежным, который имел значительный опыт работы в таких организациях, как Массодрам (Масткомдрам), и несомненный организаторский талант. «...Театру нужен административный ру­ ководитель,—писал В. Татищев,—Но не ди­ ректор обычного типа, не антрепренер-тра­ диционалист, каким являлся Аксарин. Это должен быть человек, который, обладая организаторским талантом , административ­ ной интуицией, навыками финансового ру­ ководства театром, мог бы стать творческим его единомышленником, отчетливо пони­ мать его задачи, исходить из них и только из них в своей работе»1. И. В. Нежный работал в «Красном факе­ ле» с 1922 года и стал прообразом будущих отруков (ответственных руководителей), творческих единомышленников, а впоследст­ вии и руководителей театра. -Нежный не просто организовывал гаст­ роли. но проводил большую работу среди населения до приезда театра, устраивал пресс-конференции с представителями печа­ ти, завязывал связи с общественными, куль­ турными организациями, определял формы шефской работы. Духу рекламной шумихи, «зазывалы» стэропровинциального театра Нежный противопоставил достойный тон разговора от имени художественного кол­ лектива, имеющего свои благородные цели и свою программу пропаганды искусства. В коллективе Нежный пользовался ува­ жением не только как администратор, но и как творческий человек, имевший свое воз­ зрение на театр. Некоторые, правда, робкие попытки делал он, чтобы влиять на репер] туар, несколько раз приводил к Татищеву местных авторов, привозил пьесы из Маст- комдрама.2 После ухода Нежного администраторами «Красного факела» становятся Марк Таиров и Григорий Рйгорин. В те годы они работа­ ли только вдвоем, составляли договоры с городами и брали театр на гарантию. При новых администраторах «Красный факел» начал работать полусезонами, артисты стали получать твердую зарплату. Вечно голодные, необеспеченные, жившие на поддержку ро­ дителей, они впервые вздохнули свободно. Появилась уверенность в завтрашнем дне, вошло в обиход недосягаемое прежде поня­ тие —ежегодный отпуск. Вскоре отруком театра остается Григо­ рий Давидович Ригорин —первый, по суще­ 1 И. Нежный. Былое перед глазами. М., 1965. стр. 143. 2 Там же, стр. 165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2