Сибирские огни № 04 - 1971
С. С. Мокульского, который стал «своим че ловеком» в «Красном факеле». Бессребреник по духу, заботливый и чут кий человек, Фамилиант в течение трех лет оставался правой рукой Татищева, поддер живая в коллективе отношения студийности. И если мы не можем сегодня понять, в чем же проявлялся его вкус при определе нии репертуарной политики театра, то лишь потому, что именно в этой области с особен ной силой проявлялся диктат со стороны Татищева. Как человек, бесконечно предан ный "идее студийного движения, Фамилиант расстался с «Красным факелом» в период, когда почувствовал, что студийности при шел конец. — Театр исканий превратился в коммер ческое предприятие по прокату готовых спектаклей,— чересчур категорично заявил он уходя.1 1 Восстанавливая справедливость, скажем, что не только новый курс «Красного факе ла» стал причиной этого разрыва. Деятель ность Фамилианта на посту «представителя» не вполне устраивала коллектив. Он вклю чал в круг своих обязанностей многое (но далеко не все!) из того, что впоследствии войдет в должностную характеристику за ведующего литературной частью. Однако целый ряд чисто административных функций по складу своего характера выполнить не мог. Поэтому, когда речь зашла о га^ролях театра, Татищев вынужден был одновремен но с Фамилиантом пригласить еще одного администратора. Так в «Красном факеле» появился высо кий, представительный, с барственным бари тоном, известнейший в театральном мире делец-коммерсант Александр Рафаилович Аксарин. В свое время он держал крупную антрепризу в Народном доме Петербурга, в Одессе, в Киеве и Харькове, был антрепре нером Ф. И. Шаляпина. Поначалу краснофакельцы очень горди лись, что их скромным театром заинтересо вался столь значительный деятель. Администратор начал с чуда —выхло потал в Наркомпросе Украины разрешение на гастроли в столице республики и в круп нейших ее городах, раздобыл в постоянное пользование целых три вагона и даже аванс. Но недолго восхищались краснофакельцы своим администратором. Правильно напи сал впоследствии И. В. Нежный, что союз коллектива, где все дышало творчеством, мыслями об искусстве, с коммерсантом до мозга костей Аксариным стал союзом «коня и трепетной лани», которые, конечно, не могли вместе тащить театральную колесни цу. Аксарин считал, что имеет дело с одер жимыми ненормальными людьми. Красно- нофакельцы справедливо негодовали на своего «директора-организатора» за спеку лятивные наклонности. В самом деле, он мог изменить маршрут театра по той простой 1 Из бесед с П. М. Волошиным 14 сентября 1966 г., К. И. Валевским 8 декабря 1967 г., братом Фамилианта П. М. Петровским 28 декаб ря 1967 г., Москва. причине, что керосин, соль и гвозди, которые он достал в Киеве, выгодно сбыть в Проску- рове. Вскоре делец, на одной из станций, не задумываясь над этической стороной дела, оставил на произвол судьбы коллектив «одержимых». Приглашение Аксарина было ошибкой, и Татищев постарался исправить ее особо тщательным подбором новой кандидатуры на пост «организатора». Длительное время он переписывался с Игорем Владимирови чем Нежным, который имел значительный опыт работы в таких организациях, как Массодрам (Масткомдрам), и несомненный организаторский талант. «...Театру нужен административный ру ководитель,—писал В. Татищев,—Но не ди ректор обычного типа, не антрепренер-тра диционалист, каким являлся Аксарин. Это должен быть человек, который, обладая организаторским талантом , административ ной интуицией, навыками финансового ру ководства театром, мог бы стать творческим его единомышленником, отчетливо пони мать его задачи, исходить из них и только из них в своей работе»1. И. В. Нежный работал в «Красном факе ле» с 1922 года и стал прообразом будущих отруков (ответственных руководителей), творческих единомышленников, а впоследст вии и руководителей театра. -Нежный не просто организовывал гаст роли. но проводил большую работу среди населения до приезда театра, устраивал пресс-конференции с представителями печа ти, завязывал связи с общественными, куль турными организациями, определял формы шефской работы. Духу рекламной шумихи, «зазывалы» стэропровинциального театра Нежный противопоставил достойный тон разговора от имени художественного кол лектива, имеющего свои благородные цели и свою программу пропаганды искусства. В коллективе Нежный пользовался ува жением не только как администратор, но и как творческий человек, имевший свое воз зрение на театр. Некоторые, правда, робкие попытки делал он, чтобы влиять на репер] туар, несколько раз приводил к Татищеву местных авторов, привозил пьесы из Маст- комдрама.2 После ухода Нежного администраторами «Красного факела» становятся Марк Таиров и Григорий Рйгорин. В те годы они работа ли только вдвоем, составляли договоры с городами и брали театр на гарантию. При новых администраторах «Красный факел» начал работать полусезонами, артисты стали получать твердую зарплату. Вечно голодные, необеспеченные, жившие на поддержку ро дителей, они впервые вздохнули свободно. Появилась уверенность в завтрашнем дне, вошло в обиход недосягаемое прежде поня тие —ежегодный отпуск. Вскоре отруком театра остается Григо рий Давидович Ригорин —первый, по суще 1 И. Нежный. Былое перед глазами. М., 1965. стр. 143. 2 Там же, стр. 165.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2