Сибирские огни № 04 - 1971

ды», которые выезжают на заводы с докла­ дами и концертными программами, высту­ пают перед рабочими на предприятиях в обеденные перерывы; в то же время-заклю­ чаются договоры на социалистическое со­ ревнование, проводятся вечера смычки с общественностью деревень. С помощью культотделов Совпрофов со­ здавался рабочий театральный актив. Со­ вместно с художественным советом театра, театральными рабкорами проводились зри­ тельские конференции, экскурсии зрителей за кулисы театра, беседы по окончании спек­ такля, развернута была работа справочного бюро. По примеру театра им. Вс. Мейерхольда проводились показательные репетиции, на которые приглашались активисты, клубные культработники, драмкружковцы. Театр стремился, чтобы «производственный про­ цесс выработки того продукта, имя которо­ му «спектакль», не оставался тайной для зрителя, чтобы они на практике познали ла­ бораторию, вырабатывающую сценический образ»11. Чувство особой гордости испытывает весь коллектив, когда получает в подарок от луганских металлистов завода им. Артема Красное знамя, на котором написано: «Глубже в рабочие массы! Ярче пламя «Красного факела»! На Красном знамени, врученном краснофакельпам от горняков Гришинского района, надпись: «В штреки, забои и шахты Донбасса, глубите культуру в рабочие массы!». Можно привести немало фактов, свиде­ тельствующих о развитии и росте театра. Но странным и необъяснимым останется од­ но — где движущие пружины этого роста? Ведь в течение всего периода с 1926 по 1932 годы у театра не было постоянного ху­ дожественного руководителя. В разное вре­ мя здесь работают мейерхольдовцы А. И. Рубин, В. Ф. Федоров, Н. Н. Буторин и В. А. Нелли-Влад, режиссеры мхатовской школы А. Д. Дикий и В. В. Тезавровский, режиссер Малого театра Л. М. Прозоров­ ский, по нескольку спектаклей поставили ре­ жиссеры периферии К. Т. Бережной, И. В. Лозановский, краснофакельны Н. В Весе­ лов и С. Д. Тимохин. Целый калейдоскоп режиссерских школ и направлений! Продол­ жавшиеся странствия, отсутствие постоян­ ной базы, окружения из числа передовых зрителей-единомышленников театра —все эти осложняющие воздействия продолжали оставаться в силе. И. тем не менее, театр укреплялся в художественном мастерстве, все тверже вставал на путь реалистического искусства. К. С. Станиславский еше в 1904 году, озабоченный проблемами упорядочения те­ атрального дела в провинции, предложил «для начала» создать три гастролирующие группы актеров. Располагая репертуаром из 15 пьес каждая, эти участники «Акционер­ 1 Из высказываний артистов В. Пестовского, Л. Бахромова, М. Шейнина, А. Сапрыкиной, «Красный факел», Казань, 1930, 21 сентября. ного общества провинциальных театров» на» деле проводили бы, по мысли Станиславско­ го, художественные принципы МХТ, разъез­ жая по России.1 Быть может, «Красный факел» и оказал­ ся таким театром, осуществившим эту идею», с той лишь разницей, что «тиражировал» идеи не только Художественного театра, но и Малого, им. Мейерхольда и т. д.? В. Э. Мейерхольд, говоря однажды о судьбе Московского Малого театра, утвер­ ждал, что «система гастролирующих режис­ серов... глубоко губительна для театра», что «■Театр должен получить крепкого художе­ ственного руководителя, который имел бы крепкую волю, который имел бы крепкий, план, руководителя, который занимался бы воспитанием актеров»2. Быть может, опыт «Красного факела», работавшего шесть лет при системе гастролирующих режиссеров, опровергает утверждение Мейерхольда? Для того, чтобы ответить на эти вопро­ сы, мы должны для начала остановиться на внутренних организационных принципах жизни «Красного факела». КРАСНОФАКЕЛЬСКИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ Все это были фигуры примечательные, для провинции необычные. В их деятельно­ сти кроется одна из причин успехов театра. Первым так называемым «представите­ лем театра» стал Михаил Матвеевич Фами- лиант. О нем краснофакельцы рассказывают с уважением. Юрист по образованию (окон­ чил Московский университет), Фамилианг был, по отзывам, «чистейшим, благородней­ шим человеком». Драматическому искусству он учился в театральной школе Массалити­ нова, потом во 2-й студии МХТ, где глубо­ ко уверовал в принципы студийного движе­ ния. Поэтому, оказавшись к 1920 году в Одессе и будучи привлечен к созданию но­ вого молодежного театра. Фамилиант по­ могал Татищеву насаждать в юном «Факе­ ле» отношения бескорыстной дружбы, влюб­ ленности в искусство радостное чувство служения высокой идее. Официальное положение Фамилианта в труппе было не очень ясным. В текущем репертуаре он исполнял небольшие роли (Иудей в «Саломее», Франед в «Зеленом по­ пугае», Кавалер в «Игре в плаху»), но глав­ ным его занятием было представительство от имени коллектива в сношениях с различ­ ными организациями, городскими властями. Он получал на всю труппу пайки, материалы, для спектаклей, приглашал на просмотры культурную общественность, организовывал для коллектива различные лекции, в частно­ сти, привлек к постоянному сотрудничеству будущего крупнейшего литературоведа и основоположника советской науки о театре 1 К. С. Станиславский. Собр соч,, т. I, М., стр. 283, 284. 2 В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, бе­ седы. М., 1968, часть вторая, стр. 357,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2