Сибирские огни № 04 - 1971
И С К У С С Т В О V * Л. Баландин Цех великой стройки (.Красный факел“ в 1926— 1932 гг.) Искусствоведу, театральному критику Лоллию Александровичу Балан дину исполнилось 50 лет. Л. А. Баландин известен как автор книг «Четыре портрета», «Виктор Лаврентьев», многочисленных статей и рецензий в сибир ской периодике. Им написана также монография о Новосибирском ордена Трудового Красного Знамени театре «Красный факел», главы из которой опубликованы в журнале «Сибирские огни» (1968, №8; 1969, №4; 1970, №8), Ниже мы печатаем следующую главу из истории театра. — Мы требуем, чтобы театр «Красный факел» превратился в цех великой социали стической стройки и вместе с рабочим классом бился за выполнение пятилетки в четыре года, вдохновлял бы рабочих на но вые подвиги, мобилизовывал бы их на борьбу за выполнение промфинпланов развернутого социалистического строитель ства.1 Так писал рабочий казанского завода им Вахитова Хайруллин в 1930 году перед открытием краснофакельских гастролей. За метьте, он не просил, не предлагал —он требовал. В той же газете сердитую отпо ведь получили «пустословы и краснобаи», предшественники «Красного факела» на ка занской сцене за то, что не сумели наладить контактов с рабочей аудиторией: — Долой фейерверк словесных обеща ний! Даешь договор! — Коллектив театра должен заключить с рабочими крупных предприятий договор на социалистическое соревнование. «Борьба за скорейшее выполнение пяти летки, борьба за промфинплан, за хлеб, борьба за колхоз —это главнейшая, если не единственная, задача советского театра»,— «Чего мы ждем от «Красного факела». Бе седы с рабочими «Красный факел», однодневная газета, орган Худполитпросвега Казанского Боль шого театра, 1930, 21 сентября. категорично утверждал культсектор Татар ского Профсовета.2 Время боевое. Пролетарская страна на бирала темпы. Театр занимал один из от ветственных участков фронта, и в этих усло виях, как писала та же газета, «не может, не должен, не смеет отставать»! Краснофакельцы решительно меняют ре пертуарную политику, отказываются от большинства прежних спектаклей и берут курс на современную советскую пьесу. На афише появляются: «Конец Криворыльска» Б. Ромашова, «Пурга» М. Щеглова, «Рычи, Китай!» С. Третьякова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Константин Терехин» и «Рель сы гудят» В. Киршона, «Разлом» Б. Лав ренева, «Ярость» Е. Яновского, «Первая кон ная» Вс. Вишневского, «На крови» С. Мсти славского, «Фронтовики» М. Тригера, «Вы стрел» А. Безыменского, «Человек с порт фелем» А. Файко, «Страх» А. Афиногенова... Театр прилагал все усилия, чтобы с его сцены звучало все лучшее, актуальное, что появлялось в современной советской дра матургии. «В ногу с рабочей общественностью» — таким призывом руководствовался «Крас ный факел» в своей повседневной деятель ности. Осознавая себя «рабочим цехом», краснофакельпы создают «ударные брига 2 Там же «Пусть обещания претворятся в жизнь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2