Сибирские огни № 04 - 1971

И С К У С С Т В О V * Л. Баландин Цех великой стройки (.Красный факел“ в 1926— 1932 гг.) Искусствоведу, театральному критику Лоллию Александровичу Балан­ дину исполнилось 50 лет. Л. А. Баландин известен как автор книг «Четыре портрета», «Виктор Лаврентьев», многочисленных статей и рецензий в сибир­ ской периодике. Им написана также монография о Новосибирском ордена Трудового Красного Знамени театре «Красный факел», главы из которой опубликованы в журнале «Сибирские огни» (1968, №8; 1969, №4; 1970, №8), Ниже мы печатаем следующую главу из истории театра. — Мы требуем, чтобы театр «Красный факел» превратился в цех великой социали­ стической стройки и вместе с рабочим классом бился за выполнение пятилетки в четыре года, вдохновлял бы рабочих на но­ вые подвиги, мобилизовывал бы их на борьбу за выполнение промфинпланов развернутого социалистического строитель­ ства.1 Так писал рабочий казанского завода им Вахитова Хайруллин в 1930 году перед открытием краснофакельских гастролей. За­ метьте, он не просил, не предлагал —он требовал. В той же газете сердитую отпо­ ведь получили «пустословы и краснобаи», предшественники «Красного факела» на ка­ занской сцене за то, что не сумели наладить контактов с рабочей аудиторией: — Долой фейерверк словесных обеща­ ний! Даешь договор! — Коллектив театра должен заключить с рабочими крупных предприятий договор на социалистическое соревнование. «Борьба за скорейшее выполнение пяти­ летки, борьба за промфинплан, за хлеб, борьба за колхоз —это главнейшая, если не единственная, задача советского театра»,— «Чего мы ждем от «Красного факела». Бе­ седы с рабочими «Красный факел», однодневная газета, орган Худполитпросвега Казанского Боль­ шого театра, 1930, 21 сентября. категорично утверждал культсектор Татар­ ского Профсовета.2 Время боевое. Пролетарская страна на­ бирала темпы. Театр занимал один из от­ ветственных участков фронта, и в этих усло­ виях, как писала та же газета, «не может, не должен, не смеет отставать»! Краснофакельцы решительно меняют ре­ пертуарную политику, отказываются от большинства прежних спектаклей и берут курс на современную советскую пьесу. На афише появляются: «Конец Криворыльска» Б. Ромашова, «Пурга» М. Щеглова, «Рычи, Китай!» С. Третьякова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Константин Терехин» и «Рель­ сы гудят» В. Киршона, «Разлом» Б. Лав­ ренева, «Ярость» Е. Яновского, «Первая кон­ ная» Вс. Вишневского, «На крови» С. Мсти­ славского, «Фронтовики» М. Тригера, «Вы­ стрел» А. Безыменского, «Человек с порт­ фелем» А. Файко, «Страх» А. Афиногенова... Театр прилагал все усилия, чтобы с его сцены звучало все лучшее, актуальное, что появлялось в современной советской дра­ матургии. «В ногу с рабочей общественностью» — таким призывом руководствовался «Крас­ ный факел» в своей повседневной деятель­ ности. Осознавая себя «рабочим цехом», краснофакельпы создают «ударные брига­ 2 Там же «Пусть обещания претворятся в жизнь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2