Сибирские огни № 04 - 1971
Характеризуя общее состояние советской науки, Шелтон пишет: «Большинство совет ских академиков, побывавших в США, при знают, без всякого самоуничижения, что если брать науку в целом, советские мето ды, оборудование и достижения еще не сравнялись с американскими. В то же время они отдают себе отчет в том, что по тем пам развития за последние два десятилетия они намного обогнали нас и что нередко они достигают большего, чем мы, с меньши ми излишествами и расходами». В этих высказываниях немало справед ливого. Однако написать всю правду о на ших ученых и науке Шелтон так же не спо собен, как был не способен праведно судить легендарный Судья Неправедный. Начать с того, что он пытается противо поставить народу, «массе рабочих и кресть ян» нашу народную интеллигенцию, кото рую именует не иначе, как «новой научной аристократией». Зарождение этой «аристо кратии», которое он относит к началу 40.-х годов, Шелтон рассматривает, как «конец бесклассового общества». Бесклассовым же обществом американский автор считает лишь такое, которое основано на «доктрине уравнительности». Ставить знак тождества между социализмом и уравниловкой —из битый прием империалистической (а заодно с ней и левацкой) пропаганды. Прибегая к нему, Шелтон только демонстрирует край нюю скудость своего идейного арсенала. Это не мешает ему высокомерно третиро вать советских ученых, называя «несколько провинциальной» их законную гордость сво ими достижениями. Он уверяет также, будто наши ученые «ищут международного приз^- нания», приписывает им несуществующий комплекс неполноценности. А ведь самый факт появления его очерка, да еще в таком органе, как «Рашн ревью», говорит о том, что достижения советской науки вынуждены признавать на Западе даже и те, для кого такое признание —что нож вострый. В заключительной части своего очерка Шелтон рассказывает о том, как метеороло гическая экспедиция, отправившаяся в Ма гаданскую область, получила аппаратуру и разборный домик, предназначенные для ис пользования в условиях теплого климата, что сильно затруднило ее работу. Этот анек дотический случай послужил автору пово дом для нападок на советский строй в це лом. Тот самый строй, в условиях которого наука развивается (как признает он сам) темпами недостижимыми для капиталисти ческой Америки. * * * У нас в стране широко известны слова старой песенки о незадачливых завоевате лях Сибири: Мундир английский, Погон французский, Табак японский. Правитель омский. Мундир сносился, Погон свалился, Табак скурился, Правитель смылся. Песенка эта припомнилась мне, когда я читал один из разделов доклада Л. И. Брежнева «Дело Ленина живет и по беждает»: «Значение воспитательной работы в мас сах особенно велико сейчас, когда между социализмом и капитализмом идет острая идеологическая борьба. «Мы должны,—пи сал В. И. Ленин,—неустанно бороться про тив всякой буржуазной идеологии, в какие бы модные и блестящие мундиры она ни рядилась» (т. 6, стр. 269). Чего-чего, а уме ния менять «мундиры», наводить на них фальшивый лоск буржуазным идеологам, как, впрочем, и их пособникам — ревизио нистам, не занимать. И умение это к ним пришло отнюдь не от хорошей жизни. Слиш ком непрочен тот материал, из которого эти «мундиры» сшиты. Попытки оболгать со циализм, политику КПСС и Советского го сударства, и в то же время реабилитиро вать капитализм, приукрасить фасад его обветшалого здания не выдерживают ис пытания временем»1. На страницах органов советологов и кремлеведов предпринимаются, как мы ви дели, и прямые попытки как-то залатать и подновить, казалось бы, истлевший мундир Колчака и колчаковцев. Нет недостатка и в любителях наводить на него фальшивый лоск. Об этих любителях можно сказать словами поэта: «Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя все то же». Преемствен ность между идеологами колчаковщины и современной империалистической реакции сохраняется даже и в подборе авторского актива тех же органов. Ухищрения антисоветской пропаганды могут вызывать не только возмущение, но и смех. «Тем не менее-—указывал в своем докладе Л. И. Брежнев,—недооценка опас ности буржуазной идеологии и ревизиониз ма недопустима. Опыт показывает, что на почве такого рода недооценки могут произ растать ядовитые семена идейных шатаний, аполитичности и беспринципности»У 1 2. Почва, на которой принимаются такие семена, каждодневно удобряется ложью и клеветой; радиоволны доносят их из-за ру бежа. И содержание, и даже форма этой клеветы во многом определяется советоло гами и кремлеведами. Борьба с теми и другими потребует не малых усилий. Однако исход ее предрешен, так же как исход борьбы между социализ мом и капитализмом. 1 «Правда», 22 апреля 1970 г. 2 «Правда», 22 апреля 1970 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2