Сибирские огни № 04 - 1971
удивляться наивности вопросов, так как мы начинающие музыканты». И подпись: ди ректор Бокчарской средней школы Е. Кор нелюк. А вот письма из Тагила, от руководителя народного оркестра Дворца культуры им. В. И. Ленина: «Вашим оркестром была исполнена румынская песня «Чардаш». Обращаемся с просьбой написать для нас партитуру этого произведения». Письма, открытки, телеграммы... И на каждое письмо Гуляев обязательно отвечает, шлет партитуры, советует, где купить стру ны, консультирует. Я мысленно вижу перед собой карту Си бири. Красными звездочками намечены на ней города, в которых созданы и работают самодеятельные оркестры народных инстру ментов: Чита, Кызыл, Красноярск, Кемерово, Мундыбаш, Барнаул, Омск, Томск... А серд це, их питающее, находится в Новосибирске. У колыбели каждого нового оркестра, как заботливая нянька, стоит Гуляев. Ученики Ивана Матвеевича руководят оркестрами. Многие из них закончили Новосибирскую консерваторию по классу дирижирования и получили путевку в жизнь из рук Гуляева. Некоторые из бывших учеников Гуляева уже имеют звание, но по-прежнему чувствуют себя учениками своего учителя. Эдуард Маковский получил путевку в Бурятию в Агинский район. Он создал там великолепный оркестр —буряты справедли во считаются музыкальным народом. В со ставе оркестра национальные и русские ин струменты. Гуляев следил за каждым ша гом Маковского, помогал советами, слал ноты. И сколько радости было, когда кол лектив впервые успешно выступил на район ном смотре! Шло время, оркестр мужал, наращивал мастерство, с успехом выступил на зональном смотре, а потом, как высшее признание,—концерт в Москве! Михаил Доржиев, заведующий Агинским отделом культуры, написал книжку, расска зывающую о пути бурятского коллектива и о дружбе, связывающей оркестр с русским дирижером. Она называется—«От юрты до Кремля». Вступление к ней написал Гуляев. А вот другой оркестр, отметивший в мае прошлого года свое пятилетие. Создан он при Доме ученых Новосибирского Академ городка, руководит им тоже ученик Ивана Матвеевича —работник института автома тики Б. Швецов. Сегодня в этом коллективе сорок музыкантов. Среди них —кандидат технических наук С. Хлевной, кандидат ме дицинских наук Е. Бахтин, кандидат био логических наук Ю. Рукавишников, канди дат технических наук Л. Пинчук и другие ученые Академгородка. Коллектив пользует ся огромной, без преувеличения, популяр ностью в среде ученых, и когда я слышу иногда, что народная музыка-де нынче выш ла из моды, мне всегда хочется привести в пример этЬт коллектив. — Если бы не Иван Матвеевич,— расска зывает Швецов,— нам было бы во много раз труднее. Мы с ним советуемся по репертуа ру, к нашим услугам — все богатства нотной библиотеки оркестра народных инструментов радио и телевидения, если возникают затруд нения с инструментовкой —опять же на помощь приходит Гуляев. В 1967 году кол лективу оркестра было присвоено звание народного и диплом первой степени за уча стие во Всероссийском смотре. Нашу радость и нашу победу мы по праву разделили с Иваном Матвеевичем. Все, кто знаком с Гуляевым, в один го лос отмечают его необыкновенную работо способность. Сам Иван Матвеевич говорит, что к этому его приучила работа на радио, где противопоказана малейшая неточность и недисциплинированность. Гуляев действи тельно великолепный организатор, умеющий все предусмотреть, обо всем подумать, за ранее позаботиться. Предстоит, например, поездка в колхоз —он сам договаривается с председателем о машине для музыкантов, а потом, накануне концерта, позвонит и еще раз напомнит. Вот передо мной план гастрольного маршрута коллектива по Новосибирской области летом прошлого года. Рукой Гуляе ва помечены не только все пункты, где дол жен выступать оркестр —Черепаново, Су- зун, Краснозерка, Карасук, Баган, но и номера поездов, точное, до минуты, время, в которое должен выехать коллектив. Четко сти и продуманности этого плана может позавидовать любой диспетчер. Оркестр и Гуляев живут в напряженном трудовом ритме. Взять хотя бы последний год. Конечно, он был особым не только в жизни этого коллектива —юбилей В. И. Ле нина вызвал подъем творческой энергии во всей стране. Но сделанное за год^этим кол лективом, главное —общественный резонанс, который имели выступления оркестра в са мых различных аудиториях,—не может не вызывать восхищения и хорошей зависти. Концерты на Ленинских чтениях, концер ты для участников самодеятельности, для школьников, для рабочих, в воинских ча стях, для жителей села, концерты в Томске на фестивале «Северное сияние» и выступ ления перед тружениками села Ордынско го... Почти три десятка концертов, не считая прямой работы на радио. В этом же году фир ма «Мелодия» записала музыку в исполне нии коллектива почти на двести минут звучания. А если добавить четыреста про изведений, которыми обогатился репертуар коллектива за последние два года, если учесть, что Гуляев (в качестве председателя жюри смотра художественной самодеятель ности) прослушал все коллективы города и был в составе жюри на смотре сельских артистов — то можно хотя бы приблизитель но получить представление о рабочем дне этого человека. Наверное, поэтому трудно себе представить Ивана Матвеевича шеству ющего неспешным, фланирующим шагом. Стремительная походка выработалась из-за вечной занятости: ему всегда некогда, его всегда кто-то ждет, он всегда торопится...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2