Сибирские огни № 04 - 1971

удивляться наивности вопросов, так как мы начинающие музыканты». И подпись: ди­ ректор Бокчарской средней школы Е. Кор­ нелюк. А вот письма из Тагила, от руководителя народного оркестра Дворца культуры им. В. И. Ленина: «Вашим оркестром была исполнена румынская песня «Чардаш». Обращаемся с просьбой написать для нас партитуру этого произведения». Письма, открытки, телеграммы... И на каждое письмо Гуляев обязательно отвечает, шлет партитуры, советует, где купить стру­ ны, консультирует. Я мысленно вижу перед собой карту Си­ бири. Красными звездочками намечены на ней города, в которых созданы и работают самодеятельные оркестры народных инстру­ ментов: Чита, Кызыл, Красноярск, Кемерово, Мундыбаш, Барнаул, Омск, Томск... А серд­ це, их питающее, находится в Новосибирске. У колыбели каждого нового оркестра, как заботливая нянька, стоит Гуляев. Ученики Ивана Матвеевича руководят оркестрами. Многие из них закончили Новосибирскую консерваторию по классу дирижирования и получили путевку в жизнь из рук Гуляева. Некоторые из бывших учеников Гуляева уже имеют звание, но по-прежнему чувствуют себя учениками своего учителя. Эдуард Маковский получил путевку в Бурятию в Агинский район. Он создал там великолепный оркестр —буряты справедли­ во считаются музыкальным народом. В со­ ставе оркестра национальные и русские ин­ струменты. Гуляев следил за каждым ша­ гом Маковского, помогал советами, слал ноты. И сколько радости было, когда кол­ лектив впервые успешно выступил на район­ ном смотре! Шло время, оркестр мужал, наращивал мастерство, с успехом выступил на зональном смотре, а потом, как высшее признание,—концерт в Москве! Михаил Доржиев, заведующий Агинским отделом культуры, написал книжку, расска­ зывающую о пути бурятского коллектива и о дружбе, связывающей оркестр с русским дирижером. Она называется—«От юрты до Кремля». Вступление к ней написал Гуляев. А вот другой оркестр, отметивший в мае прошлого года свое пятилетие. Создан он при Доме ученых Новосибирского Академ­ городка, руководит им тоже ученик Ивана Матвеевича —работник института автома­ тики Б. Швецов. Сегодня в этом коллективе сорок музыкантов. Среди них —кандидат технических наук С. Хлевной, кандидат ме­ дицинских наук Е. Бахтин, кандидат био­ логических наук Ю. Рукавишников, канди­ дат технических наук Л. Пинчук и другие ученые Академгородка. Коллектив пользует­ ся огромной, без преувеличения, популяр­ ностью в среде ученых, и когда я слышу иногда, что народная музыка-де нынче выш­ ла из моды, мне всегда хочется привести в пример этЬт коллектив. — Если бы не Иван Матвеевич,— расска­ зывает Швецов,— нам было бы во много раз труднее. Мы с ним советуемся по репертуа­ ру, к нашим услугам — все богатства нотной библиотеки оркестра народных инструментов радио и телевидения, если возникают затруд­ нения с инструментовкой —опять же на помощь приходит Гуляев. В 1967 году кол­ лективу оркестра было присвоено звание народного и диплом первой степени за уча­ стие во Всероссийском смотре. Нашу радость и нашу победу мы по праву разделили с Иваном Матвеевичем. Все, кто знаком с Гуляевым, в один го­ лос отмечают его необыкновенную работо­ способность. Сам Иван Матвеевич говорит, что к этому его приучила работа на радио, где противопоказана малейшая неточность и недисциплинированность. Гуляев действи­ тельно великолепный организатор, умеющий все предусмотреть, обо всем подумать, за­ ранее позаботиться. Предстоит, например, поездка в колхоз —он сам договаривается с председателем о машине для музыкантов, а потом, накануне концерта, позвонит и еще раз напомнит. Вот передо мной план гастрольного маршрута коллектива по Новосибирской области летом прошлого года. Рукой Гуляе­ ва помечены не только все пункты, где дол­ жен выступать оркестр —Черепаново, Су- зун, Краснозерка, Карасук, Баган, но и номера поездов, точное, до минуты, время, в которое должен выехать коллектив. Четко­ сти и продуманности этого плана может позавидовать любой диспетчер. Оркестр и Гуляев живут в напряженном трудовом ритме. Взять хотя бы последний год. Конечно, он был особым не только в жизни этого коллектива —юбилей В. И. Ле­ нина вызвал подъем творческой энергии во всей стране. Но сделанное за год^этим кол­ лективом, главное —общественный резонанс, который имели выступления оркестра в са­ мых различных аудиториях,—не может не вызывать восхищения и хорошей зависти. Концерты на Ленинских чтениях, концер­ ты для участников самодеятельности, для школьников, для рабочих, в воинских ча­ стях, для жителей села, концерты в Томске на фестивале «Северное сияние» и выступ­ ления перед тружениками села Ордынско­ го... Почти три десятка концертов, не считая прямой работы на радио. В этом же году фир­ ма «Мелодия» записала музыку в исполне­ нии коллектива почти на двести минут звучания. А если добавить четыреста про­ изведений, которыми обогатился репертуар коллектива за последние два года, если учесть, что Гуляев (в качестве председателя жюри смотра художественной самодеятель­ ности) прослушал все коллективы города и был в составе жюри на смотре сельских артистов — то можно хотя бы приблизитель­ но получить представление о рабочем дне этого человека. Наверное, поэтому трудно себе представить Ивана Матвеевича шеству­ ющего неспешным, фланирующим шагом. Стремительная походка выработалась из-за вечной занятости: ему всегда некогда, его всегда кто-то ждет, он всегда торопится...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2