Сибирские огни № 04 - 1971

щая и облагораживающая человека. И Гу­ ляев ищет такие песни, помогает их созда­ нию, дает им жизнь в своем оркестре, а за­ тем щедро дарит людям. Помните, как молодежь, уезжающая на освоение целины, пела «Широкие степи, це­ линные степи от гор до тайги залегли»? Эту песню можно было услышать и в за­ водском клубе и на сельской сцене, просто на улице и дома. Широкая, раздольная, бес­ крайняя — такой ее открыл нам коллектив Гуляева и такой, навечно связанной с тем героическим временем, вошла она в нашу жизнь. Вот так и получилось, что с 1949 года Гуляев ездил не «в Москву за песнями», а вез с собой сибирские песни в столицу и, как в сказке, выпускал их из своего рукава в далекий и славный полет по стране. Ивана Матвеевича связывает крепкая дружба со многими сибирскими композито­ рами. Почти все произведения, написанные В. Левашовым, А. Новиковым, Г. Ивано­ вым, впервые исполнялись его оркестром. Оркестр по праву можно назвать творче­ ской лабораторией сибирских композиторов, а квартиру Гуляева—своеобразным филиа­ лом Новосибирского отделения Союза ком­ позиторов. Кто только не побывал здесь! Хозяин квартиры одинаково рад и гостю из села, приехавшему посоветоваться с самим Гуляевым насчет своего оркестра, и студен- ту-консерваторцу, и работнику Дома народ­ ного творчества. Сюда приходят обычно те, кто, как и Гуляев, одержим музыкой. Она здесь первое лицо и перед нею все равны. В небольшой комнате, где главный пред­ мет обстановки—рояль, происходят настоя­ щие художественные советы. Сюда приносят свои новые произведения маститые компо­ зиторы и только начинающие пробовать свои силы в этом трудном деле музыканты. Здесь спорят до хрипоты, много курят, про­ игрывают новые произведения. Здесь рож­ дается Музыка. Лучшие новосибирские певцы считают за честь работать с оркестром. Несколько лет назад большой популярностью поль­ зовался в городе дуэт Ю. Притулы и И. Круглова. Дуэт воспитался и вырос в оркестре. Много поют с оркестром велико­ лепные певцы народные артисты СССР Л. Мясникова, Н. Ткаченко, А. Огнивцев, заслуженная артистка РСФСР П. Ульянова. А недавно по радио мне посчастливилось услышать запись выступления с оркестром Гуляева совершенно необычного певца — доктора технических наук, профессора Г. С. Мигиренко. Это — уникальная запись. Певец- ученый исполнял украинские и русские на­ родные песни. Исполнитель и оркестр были достойны друг друга. О Гуляеве-музыканте можно говорить много. Талантливый дирижер, отличный пе­ дагог, вырастивший не один десяток моло­ дых музыкантов. Кафедра народных инструментов консер­ ватории, на которой он работает, одна из сильнейших. Гуляев великолепный инстру- лентовщик, сделавший более тысячи пере­ ложений музыкальных произведений для оркестра. А это не каждый может. Чтобы инструментовать музыку —надо «держать в голове» весь оркестр, каждую группу ин­ струментов в отдельности. Таких музыкан­ тов не так уж много в Союзе, а у Ивана Матвеевича талант и призвание к этому де­ лу. Он постоянно совершает малые и боль­ шие перевороты, в своем оркестре: то со­ вершенствует тембровые, то вводит новые инструменты и этим обогащает палитру ор­ кестра. Настоящей революцией был переход с четырехструнных домр на трехструнные. Гуляев в постоянном творческом поиске, в общении с лучшими музыкантами страны, он учится у них, перенимает все лучшее, ос­ таваясь при этом самим собой. Нередко Гуляев приглашает крупнейших дирижеров в Новосибирск поработать с его коллекти­ вом. Событием для города были концерты оркестра народных инструментов, которы­ ми дирижировали А. Гаук, профессор Н. Раков, композитор А. Хачатурян. Есть у Ивана Матвеевича одна черта, очень для него характерная: он готов сде­ лать все, чтобы народная музыка звучала всюду. ...В старой канцелярской папке бережно хранятся письма. Их множество. Одни на­ писаны старательной детской рукой, другие напечатаны на машинке, третьи торопливо начирканы на тетрадном листке. Адрес на всех предельно лаконичен: «Новосибирск, радиЬ, Гуляеву». Многие из писем пожелте­ ли от времени, стали ломкими на сгибах. Они дороги ему, эти листочки, в которых корреспонденты Гуляева сообщают новоси­ бирскому другу о своих делах, заботах, про­ сят помощи и совета. «Мы, воспитанники Шемонаихинского детского дома из Восточно-Казахстанской области, часто слышим выступления Вашего оркестра, который нам очень нравится. У себя в детском доме мы тоже имеем оркестр народных инструментов, но беда в том, ни­ где не можем достать струн. Просим Вас, напишите, где взять струны для оркестра». А вот другое письмо, подписанное Вик­ тором Прудченко из Алтайского края: «Мои юные музыканты разучивают сейчас «Марш Черномора» и очень бы хотели послушать этот марш в исполнении Вашего оркестра. Пожалуйста, сыграйте его по радио». Директор Томского музыкального учи­ лища рассказывает о работе своего отделе­ ния народных инструментов и добавляет: «Желательно знать Ваше мнение, как ком­ петентного специалиста, о качестве наших выпускников. Ваше мнение явится большим подспорьем в моей работе». «В нашей школе создан в этом году оркестр народных инструментов. Нотную грамоту изучаем самостоятельно. Убедитель­ но просим Вас проконсультировать нас по следующим вопросам: 1. Порядок настрой­ ки инструментов (балалаек, домр и т. д.) 2. В каких ключах и с какой ноты пишутся ноты для этих же инструментов. Прошу не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2