Сибирские огни № 04 - 1971
щая и облагораживающая человека. И Гу ляев ищет такие песни, помогает их созда нию, дает им жизнь в своем оркестре, а за тем щедро дарит людям. Помните, как молодежь, уезжающая на освоение целины, пела «Широкие степи, це линные степи от гор до тайги залегли»? Эту песню можно было услышать и в за водском клубе и на сельской сцене, просто на улице и дома. Широкая, раздольная, бес крайняя — такой ее открыл нам коллектив Гуляева и такой, навечно связанной с тем героическим временем, вошла она в нашу жизнь. Вот так и получилось, что с 1949 года Гуляев ездил не «в Москву за песнями», а вез с собой сибирские песни в столицу и, как в сказке, выпускал их из своего рукава в далекий и славный полет по стране. Ивана Матвеевича связывает крепкая дружба со многими сибирскими композито рами. Почти все произведения, написанные В. Левашовым, А. Новиковым, Г. Ивано вым, впервые исполнялись его оркестром. Оркестр по праву можно назвать творче ской лабораторией сибирских композиторов, а квартиру Гуляева—своеобразным филиа лом Новосибирского отделения Союза ком позиторов. Кто только не побывал здесь! Хозяин квартиры одинаково рад и гостю из села, приехавшему посоветоваться с самим Гуляевым насчет своего оркестра, и студен- ту-консерваторцу, и работнику Дома народ ного творчества. Сюда приходят обычно те, кто, как и Гуляев, одержим музыкой. Она здесь первое лицо и перед нею все равны. В небольшой комнате, где главный пред мет обстановки—рояль, происходят настоя щие художественные советы. Сюда приносят свои новые произведения маститые компо зиторы и только начинающие пробовать свои силы в этом трудном деле музыканты. Здесь спорят до хрипоты, много курят, про игрывают новые произведения. Здесь рож дается Музыка. Лучшие новосибирские певцы считают за честь работать с оркестром. Несколько лет назад большой популярностью поль зовался в городе дуэт Ю. Притулы и И. Круглова. Дуэт воспитался и вырос в оркестре. Много поют с оркестром велико лепные певцы народные артисты СССР Л. Мясникова, Н. Ткаченко, А. Огнивцев, заслуженная артистка РСФСР П. Ульянова. А недавно по радио мне посчастливилось услышать запись выступления с оркестром Гуляева совершенно необычного певца — доктора технических наук, профессора Г. С. Мигиренко. Это — уникальная запись. Певец- ученый исполнял украинские и русские на родные песни. Исполнитель и оркестр были достойны друг друга. О Гуляеве-музыканте можно говорить много. Талантливый дирижер, отличный пе дагог, вырастивший не один десяток моло дых музыкантов. Кафедра народных инструментов консер ватории, на которой он работает, одна из сильнейших. Гуляев великолепный инстру- лентовщик, сделавший более тысячи пере ложений музыкальных произведений для оркестра. А это не каждый может. Чтобы инструментовать музыку —надо «держать в голове» весь оркестр, каждую группу ин струментов в отдельности. Таких музыкан тов не так уж много в Союзе, а у Ивана Матвеевича талант и призвание к этому де лу. Он постоянно совершает малые и боль шие перевороты, в своем оркестре: то со вершенствует тембровые, то вводит новые инструменты и этим обогащает палитру ор кестра. Настоящей революцией был переход с четырехструнных домр на трехструнные. Гуляев в постоянном творческом поиске, в общении с лучшими музыкантами страны, он учится у них, перенимает все лучшее, ос таваясь при этом самим собой. Нередко Гуляев приглашает крупнейших дирижеров в Новосибирск поработать с его коллекти вом. Событием для города были концерты оркестра народных инструментов, которы ми дирижировали А. Гаук, профессор Н. Раков, композитор А. Хачатурян. Есть у Ивана Матвеевича одна черта, очень для него характерная: он готов сде лать все, чтобы народная музыка звучала всюду. ...В старой канцелярской папке бережно хранятся письма. Их множество. Одни на писаны старательной детской рукой, другие напечатаны на машинке, третьи торопливо начирканы на тетрадном листке. Адрес на всех предельно лаконичен: «Новосибирск, радиЬ, Гуляеву». Многие из писем пожелте ли от времени, стали ломкими на сгибах. Они дороги ему, эти листочки, в которых корреспонденты Гуляева сообщают новоси бирскому другу о своих делах, заботах, про сят помощи и совета. «Мы, воспитанники Шемонаихинского детского дома из Восточно-Казахстанской области, часто слышим выступления Вашего оркестра, который нам очень нравится. У себя в детском доме мы тоже имеем оркестр народных инструментов, но беда в том, ни где не можем достать струн. Просим Вас, напишите, где взять струны для оркестра». А вот другое письмо, подписанное Вик тором Прудченко из Алтайского края: «Мои юные музыканты разучивают сейчас «Марш Черномора» и очень бы хотели послушать этот марш в исполнении Вашего оркестра. Пожалуйста, сыграйте его по радио». Директор Томского музыкального учи лища рассказывает о работе своего отделе ния народных инструментов и добавляет: «Желательно знать Ваше мнение, как ком петентного специалиста, о качестве наших выпускников. Ваше мнение явится большим подспорьем в моей работе». «В нашей школе создан в этом году оркестр народных инструментов. Нотную грамоту изучаем самостоятельно. Убедитель но просим Вас проконсультировать нас по следующим вопросам: 1. Порядок настрой ки инструментов (балалаек, домр и т. д.) 2. В каких ключах и с какой ноты пишутся ноты для этих же инструментов. Прошу не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2