Сибирские огни № 04 - 1971

так уж повелось, что в искусстве каждый день все приходится завоевывать заново и заново доказывать свое право стоять во главе творческого коллектива. Сорок два человека —сорок две судьбы, сорок два характера. Все бывает в процессе работы: кто-то на кого-то не так посмот­ рел, кто-то пришел на репетицию с испор­ ченным настроением и готов обрушить на весь мир принесенные с собой обиды, кому- то кажется, что его не оценили по заслу­ гам. Надо обладать незаурядными диплома­ тическими способностями, чтобы управлять творческим коллективом. Но самое глав­ ное—нужно, чтобы тебя уважали, чтобы за тобой признавали право быть художест­ венным руководителем. А Гуляева—ува­ жают. За талант. За бескомпромиссность, когда речь идет об интересах дела. За ко­ лоссальную работоспособность и собран­ ность. За то, что умеет держать слово. Раз сказал, значит, своего добьется. Сколько раз уже убеждались в этом музыканты, когда речь шла об оснащении оркестра, о ставках, о квартирах, о местах в детском саду, в яслях... Концертмейстер оркестра Л. Б. Ро­ зин вспоминает: — Приехал я в 1948 году в Новосибирск. С квартирами тогда было очень трудно. Гу­ ляев устроил нас с женой в гостинице. А по­ том жена тяжело заболела, так Иван, Мат­ веевич буквально из-под земли доставал ей дефицитные лекарства... — Конечно, Гуляев не ангел,—говорит контрабасист Геннадий Чулюкин.—Вспыль­ чивый он, может нашуметь. Но ведь и то надо понять, что в оркестр он вложил не только всю душу, но еще и больше двадца­ ти пяти лет жизни. Ведь он же революцию целую произвел в оркестре, когда перешли мы с четырехструнных домр на трехструн­ ные... Второй дирижер оркестра Владимир Гу­ сев подводит итог: — Нам сейчас работать легче. Нас, вы­ пускников консерватории, теперь много. В Барнауле работает Коля Корниенко, в Кемерове — Гена Голицын. А Иван Матве­ евич был один. И консерватории даже не было, когда он начинал работать с оркест­ ром. Если переворошить все эти годы, вся­ кое можно вспомнить: и теплые письма, и слова благодарности, и жалобы. Слишком горяч и непрощающ бывал Иван Матвеевич к тем, кто манкировал делом, наплеватель­ ски относился к оркестру, опаздывал на ре­ петиции Мог нашуметь, объявить выговор. А люди были разные: один поймет свою вину и не обидится на Гуляева. Увидит за его гневными словами боль и горечь Дру­ гой посчитает себя несправедливо задетым и затаит черную думу на дирижера. Всякое случалось и, все-таки, светлого, хорошего всегда было больше! За четверть века неузнаваемо выросли люди в оркестре. Вот, например, гусляр Евгений Николаевич Малых. Пришел он в коллектив из любительского кружка. Начал работать и почувствовал-—маловато зна­ ний. Пошел в музыкальное училище, закон­ чил и сегодня, кроме работы в оркестре, преподает еще и в музыкальной школе. Баянист Дмитрий Григорьевич Ермаков закончил не только училище, но и консер­ ваторию. Дипломы о высшем музыкальном обра­ зовании получили оркестранты Ю. Силюк, В. Акулов, Л. Михеева, В. Талеборовский, Н. Самойлов. Сегодня вечернее отделение консервато­ рии посещают Галина Коваленко и Виктор Бобошко, Виктор Дмитриев и Валерий Кор­ ниенко. Трудно ли совмещать работу с учебой в консерватории? Конечно, нелегко. Но атмосфера творчества, высокой профес­ сиональной требовательности, уважения к себе и своим товарищам по искусству не да­ ют появиться в коллективе признакам опас­ ной болезни —успокоенности. Каждый день, ровно в десять утра, Гу­ ляев становится за дирижерский пульт. На­ чинается репетиция. Оркестр исполняет в те­ чение года семьсот —восемьсот произведе­ ний. Он регулярно выходит в эфир, высту­ пает на концертных площадках города, вы­ езжает на гастроли. А это значит —надо всегда быть «в форме». — Внимание, товарищи! — Гуляев ле­ гонько стучит дирижерской палочкой.—По­ вторим «Сказ о Байкале»... Только что говорливый, шумный, звуча­ щий на разные лады репетиционный зал на­ полняется сторожкой тишиной. Музыканты замирают, как перед решающей атакой. Для них сейчас, кажется, весь мир сосредоточен в руках невысокого человека за дирижер­ ским пультом. — Пройдемтесь еще раз. Струнные, будь­ те нежнее, мягче... Начинаем! Репетиция — это всегда труд. Дириже­ ру приходится преодолевать не только чисто технические трудности партитуры, но и до­ биваться, чтобы разные группы инструмен­ тов превратились в единый ансамбль. Надо уметь заразить коллектив своим настроени­ ем, создать атмосферу высокого творчества, когда все мелкое, наносное остается за пре­ делами репетиционного зала. Гуляев умеет, Гуляев может, но мало кто знает, какого напряжения это стоит. Зато как, наверное, приятно бывает ему, когда музыканты в черных фраках выйдут на ярко освещен­ ную сцену и зажгут зал своим искусством. Наверное, в такой момент Гуляев испыты­ вает минуты высшего счастья и удовлетво­ рения от своей работы. Сегодня трудно сосчитать, скольким пес­ ням дал оркестр Гуляева путевку в жизнь, открыл их для народа. У дирижера Гуляева не только профес­ сиональное чутьё музыканта на хорошую песню, у него еще и остро развитое граж­ данское сознание. Песня ■—это его оружие, это его лепта, которую вносит коммунист Гуляев в общенародное дело. Людям всегда была и будет нужна хорошая песня, вдох­ новляющая на труд, на подвиг, поднимаю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2