Сибирские огни № 04 - 1971
так уж повелось, что в искусстве каждый день все приходится завоевывать заново и заново доказывать свое право стоять во главе творческого коллектива. Сорок два человека —сорок две судьбы, сорок два характера. Все бывает в процессе работы: кто-то на кого-то не так посмот рел, кто-то пришел на репетицию с испор ченным настроением и готов обрушить на весь мир принесенные с собой обиды, кому- то кажется, что его не оценили по заслу гам. Надо обладать незаурядными диплома тическими способностями, чтобы управлять творческим коллективом. Но самое глав ное—нужно, чтобы тебя уважали, чтобы за тобой признавали право быть художест венным руководителем. А Гуляева—ува жают. За талант. За бескомпромиссность, когда речь идет об интересах дела. За ко лоссальную работоспособность и собран ность. За то, что умеет держать слово. Раз сказал, значит, своего добьется. Сколько раз уже убеждались в этом музыканты, когда речь шла об оснащении оркестра, о ставках, о квартирах, о местах в детском саду, в яслях... Концертмейстер оркестра Л. Б. Ро зин вспоминает: — Приехал я в 1948 году в Новосибирск. С квартирами тогда было очень трудно. Гу ляев устроил нас с женой в гостинице. А по том жена тяжело заболела, так Иван, Мат веевич буквально из-под земли доставал ей дефицитные лекарства... — Конечно, Гуляев не ангел,—говорит контрабасист Геннадий Чулюкин.—Вспыль чивый он, может нашуметь. Но ведь и то надо понять, что в оркестр он вложил не только всю душу, но еще и больше двадца ти пяти лет жизни. Ведь он же революцию целую произвел в оркестре, когда перешли мы с четырехструнных домр на трехструн ные... Второй дирижер оркестра Владимир Гу сев подводит итог: — Нам сейчас работать легче. Нас, вы пускников консерватории, теперь много. В Барнауле работает Коля Корниенко, в Кемерове — Гена Голицын. А Иван Матве евич был один. И консерватории даже не было, когда он начинал работать с оркест ром. Если переворошить все эти годы, вся кое можно вспомнить: и теплые письма, и слова благодарности, и жалобы. Слишком горяч и непрощающ бывал Иван Матвеевич к тем, кто манкировал делом, наплеватель ски относился к оркестру, опаздывал на ре петиции Мог нашуметь, объявить выговор. А люди были разные: один поймет свою вину и не обидится на Гуляева. Увидит за его гневными словами боль и горечь Дру гой посчитает себя несправедливо задетым и затаит черную думу на дирижера. Всякое случалось и, все-таки, светлого, хорошего всегда было больше! За четверть века неузнаваемо выросли люди в оркестре. Вот, например, гусляр Евгений Николаевич Малых. Пришел он в коллектив из любительского кружка. Начал работать и почувствовал-—маловато зна ний. Пошел в музыкальное училище, закон чил и сегодня, кроме работы в оркестре, преподает еще и в музыкальной школе. Баянист Дмитрий Григорьевич Ермаков закончил не только училище, но и консер ваторию. Дипломы о высшем музыкальном обра зовании получили оркестранты Ю. Силюк, В. Акулов, Л. Михеева, В. Талеборовский, Н. Самойлов. Сегодня вечернее отделение консервато рии посещают Галина Коваленко и Виктор Бобошко, Виктор Дмитриев и Валерий Кор ниенко. Трудно ли совмещать работу с учебой в консерватории? Конечно, нелегко. Но атмосфера творчества, высокой профес сиональной требовательности, уважения к себе и своим товарищам по искусству не да ют появиться в коллективе признакам опас ной болезни —успокоенности. Каждый день, ровно в десять утра, Гу ляев становится за дирижерский пульт. На чинается репетиция. Оркестр исполняет в те чение года семьсот —восемьсот произведе ний. Он регулярно выходит в эфир, высту пает на концертных площадках города, вы езжает на гастроли. А это значит —надо всегда быть «в форме». — Внимание, товарищи! — Гуляев ле гонько стучит дирижерской палочкой.—По вторим «Сказ о Байкале»... Только что говорливый, шумный, звуча щий на разные лады репетиционный зал на полняется сторожкой тишиной. Музыканты замирают, как перед решающей атакой. Для них сейчас, кажется, весь мир сосредоточен в руках невысокого человека за дирижер ским пультом. — Пройдемтесь еще раз. Струнные, будь те нежнее, мягче... Начинаем! Репетиция — это всегда труд. Дириже ру приходится преодолевать не только чисто технические трудности партитуры, но и до биваться, чтобы разные группы инструмен тов превратились в единый ансамбль. Надо уметь заразить коллектив своим настроени ем, создать атмосферу высокого творчества, когда все мелкое, наносное остается за пре делами репетиционного зала. Гуляев умеет, Гуляев может, но мало кто знает, какого напряжения это стоит. Зато как, наверное, приятно бывает ему, когда музыканты в черных фраках выйдут на ярко освещен ную сцену и зажгут зал своим искусством. Наверное, в такой момент Гуляев испыты вает минуты высшего счастья и удовлетво рения от своей работы. Сегодня трудно сосчитать, скольким пес ням дал оркестр Гуляева путевку в жизнь, открыл их для народа. У дирижера Гуляева не только профес сиональное чутьё музыканта на хорошую песню, у него еще и остро развитое граж данское сознание. Песня ■—это его оружие, это его лепта, которую вносит коммунист Гуляев в общенародное дело. Людям всегда была и будет нужна хорошая песня, вдох новляющая на труд, на подвиг, поднимаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2