Сибирские огни № 04 - 1971

оказался человеком требовательным, а у юного музыканта было больше желания, нежели умения играть. Школа, оркестр, кроме этого приходилось помогать семье, подрабатывать в качестве чертежника. Весь день был расписан по минутам, и чтобы всюду успеть, приходилось бегать из одно­ го конца города в другой. Выручали моло­ дость и хорошее здоровье. В 1929 году Гуляев уехал в Москву, где поступил в институт обработки металлов имени Бубнова. И все время параллельно занимался музыкой. Сначала в оркестре Г. Любимова, а затем в оркестре Всесоюзно­ го радио у дирижера П. Алексеева. Годы, проведенные на радио, стали для Гуляева подлинным университетом. Здесь, на радио, были сосредоточены лучшие му­ зыкальные силы страны. За дирижерским пультом стояли крупнейшие музыканты такие, как А. Гаук, А. Мелик-Пашаев, Н. Голованов, профессор А. Орлов. Вместе с оркестром выступали блистательные певцы II. Нежданова и А. Пирогов. То было по­ истине время расцвета советского музы­ кального искусства. Завоевывали мир песни И. Дунаевского, становился на ноги знаме­ нитый впоследствии ансамбль красноар­ мейской песни и пляски под управлением А. Александрова. Как губка, впитывал в себя эти впечат­ ления молодой музыкант. Именно тогда вы­ работалась у него высокая требователь­ ность, с которой он подходит к творчеству. И все бы хорошо, но с каждым днем труд­ нее оказывалось совмещать институт с ра­ ботой в оркестре. Музыка из увлечения ста­ новилась назначением жизни. В 1935 году Иван Матвеевич возвратился в родные края. Оркестр народных инстру­ ментов Новосибирского радио, куда он по­ ступил работать, был уже известным кол­ лективом. А Новосибирск, весь в лесах но­ востроек, становился на глазах промышлен­ ным гигантом. В 1939 году произошло событие, значи тельное для музыкальной жизни Сибири: в Новосибирске сформировался красноармей­ ский ансамбль песни и пляски. Ивану Мат­ веевичу было предложено руководить орке­ стром ансамбля. Семь лет работал Гуляев в ансамбле, создал за это время оркестр, оригинальный по составу инструментов, и гибкий, мобильный в условиях трудной ар­ мейской обстановки. Работа Р ансамбле помогла становлению Гуляева — руководителя, Гуляева —дири­ жера. И когда он в 1945 году принял ор­ кестр народных инструментов Новосибир­ ского радио, за ним уже прочно утверди­ лось признание его коллег музыкантов. Труднее всего достигаемое и самое автори­ тетное признание! Сегодня оркестр и Гуляев—это одно целое. И поэтому неизбежно, рассказывая о Гуляеве, надо говорить об оркестре. И на оборот. Сорокалетие отметил не так давно коллектив, и четверть века они росли и му­ жали вместе. Оркестр стал одним из луч­ ших в Российской Федерации. В Сибири же он единственный профессиональный коллек­ тив народной музыки. А Иван Гуляев, ког­ да-то учившийся на инженера, так и не стал инженером, связав свою жизнь с му­ зыкой. Непростая у него была дорога в искус­ ство. По существу самоучка, глубокие зна­ ния которому заменяли интуиция, талант » упорство, он не раз открывая, по незнанию, открытые уже америки или в отчаянии опу­ скал руки, столкнувшись с тайнами про­ стейшей оркестровки. Нетрудно предста­ вить, сколько же было тогда, тридцать пять лет назад, энергии, упорства, работоспособ­ ности у человека, если он и сегодня пора: жает этими качествами своих молодых кол­ лег, если он и сегодня в свои шестьдесят исповедует одно: только вперед, ни минуты, не останавливаться на достигнутом. Россия всегда была богата талантливы­ ми людьми. Самородками. Вроде бы их ни­ кто специально ничему не учит, а за что бы они ни взялись —все им удается. Конечно, применительно к профессии дирижера это не совсем точно. Гуляев учился и учится. Всегда и у всех. Учился, когда работал в оркестрах Любимова и Алексеева. Учился во время Великой Отечественной войны у Мра- винского и Шостаковича, находившихся в эвакуации в Новосибирске. Много дали ему встречи с замечательными дирижерами Са­ мосудом и Ипполитовым-Ивановым. В 1949 году Гуляев поступил в музы­ кальное училище на дирижерско-хоровое отделение, а через два года сдал экзамены прямо в радиокомитете. Вместе со своим оркестром. Но если говорить о тех трех обязатель­ ных ступеньках, которые проходят сегод­ няшние музыканты (школа —училище — консерватория), то такой стройной системой Иван Матвеевич похвалиться не может. Однако на его примере убеждаешься, что диплом о высшем образовании — это еще не все. Не один диплом делает человека музы­ кантом, артистом. Какие качества определяют Гуляева- дирижера? Высокая культура и требова­ тельность взыскательного художника, от­ личное знание возможностей всего коллек­ тива и каждого музыканта в отдельности. Вот что писал еще в 1951 году журнал «Со­ ветская музыка» после гастролей оркестра в Москве- «Были отмечены несомненные успехи в работе Новосибирского оркестра народных инструментов, большая исполни­ тельская культура этого ансамбля, высокое профессиональное мастерство его руководи­ теля И. Гуляева». Сорок два человека в оркестре. Люди самые разные. Одни начали свой творческий путь вместе с Гуляевым, другие —совсем: недавно. Характерно, что сегодня в оркест­ ре треть музыкантов с высшим образовани­ ем. Это благотворно сказалось на повыше­ нии исполнительской культуры коллектива, на звучании оркестра, но это создает и до­ полнительные трудности для дирижера. Д?,,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2