Сибирские огни № 04 - 1971
оказался человеком требовательным, а у юного музыканта было больше желания, нежели умения играть. Школа, оркестр, кроме этого приходилось помогать семье, подрабатывать в качестве чертежника. Весь день был расписан по минутам, и чтобы всюду успеть, приходилось бегать из одно го конца города в другой. Выручали моло дость и хорошее здоровье. В 1929 году Гуляев уехал в Москву, где поступил в институт обработки металлов имени Бубнова. И все время параллельно занимался музыкой. Сначала в оркестре Г. Любимова, а затем в оркестре Всесоюзно го радио у дирижера П. Алексеева. Годы, проведенные на радио, стали для Гуляева подлинным университетом. Здесь, на радио, были сосредоточены лучшие му зыкальные силы страны. За дирижерским пультом стояли крупнейшие музыканты такие, как А. Гаук, А. Мелик-Пашаев, Н. Голованов, профессор А. Орлов. Вместе с оркестром выступали блистательные певцы II. Нежданова и А. Пирогов. То было по истине время расцвета советского музы кального искусства. Завоевывали мир песни И. Дунаевского, становился на ноги знаме нитый впоследствии ансамбль красноар мейской песни и пляски под управлением А. Александрова. Как губка, впитывал в себя эти впечат ления молодой музыкант. Именно тогда вы работалась у него высокая требователь ность, с которой он подходит к творчеству. И все бы хорошо, но с каждым днем труд нее оказывалось совмещать институт с ра ботой в оркестре. Музыка из увлечения ста новилась назначением жизни. В 1935 году Иван Матвеевич возвратился в родные края. Оркестр народных инстру ментов Новосибирского радио, куда он по ступил работать, был уже известным кол лективом. А Новосибирск, весь в лесах но востроек, становился на глазах промышлен ным гигантом. В 1939 году произошло событие, значи тельное для музыкальной жизни Сибири: в Новосибирске сформировался красноармей ский ансамбль песни и пляски. Ивану Мат веевичу было предложено руководить орке стром ансамбля. Семь лет работал Гуляев в ансамбле, создал за это время оркестр, оригинальный по составу инструментов, и гибкий, мобильный в условиях трудной ар мейской обстановки. Работа Р ансамбле помогла становлению Гуляева — руководителя, Гуляева —дири жера. И когда он в 1945 году принял ор кестр народных инструментов Новосибир ского радио, за ним уже прочно утверди лось признание его коллег музыкантов. Труднее всего достигаемое и самое автори тетное признание! Сегодня оркестр и Гуляев—это одно целое. И поэтому неизбежно, рассказывая о Гуляеве, надо говорить об оркестре. И на оборот. Сорокалетие отметил не так давно коллектив, и четверть века они росли и му жали вместе. Оркестр стал одним из луч ших в Российской Федерации. В Сибири же он единственный профессиональный коллек тив народной музыки. А Иван Гуляев, ког да-то учившийся на инженера, так и не стал инженером, связав свою жизнь с му зыкой. Непростая у него была дорога в искус ство. По существу самоучка, глубокие зна ния которому заменяли интуиция, талант » упорство, он не раз открывая, по незнанию, открытые уже америки или в отчаянии опу скал руки, столкнувшись с тайнами про стейшей оркестровки. Нетрудно предста вить, сколько же было тогда, тридцать пять лет назад, энергии, упорства, работоспособ ности у человека, если он и сегодня пора: жает этими качествами своих молодых кол лег, если он и сегодня в свои шестьдесят исповедует одно: только вперед, ни минуты, не останавливаться на достигнутом. Россия всегда была богата талантливы ми людьми. Самородками. Вроде бы их ни кто специально ничему не учит, а за что бы они ни взялись —все им удается. Конечно, применительно к профессии дирижера это не совсем точно. Гуляев учился и учится. Всегда и у всех. Учился, когда работал в оркестрах Любимова и Алексеева. Учился во время Великой Отечественной войны у Мра- винского и Шостаковича, находившихся в эвакуации в Новосибирске. Много дали ему встречи с замечательными дирижерами Са мосудом и Ипполитовым-Ивановым. В 1949 году Гуляев поступил в музы кальное училище на дирижерско-хоровое отделение, а через два года сдал экзамены прямо в радиокомитете. Вместе со своим оркестром. Но если говорить о тех трех обязатель ных ступеньках, которые проходят сегод няшние музыканты (школа —училище — консерватория), то такой стройной системой Иван Матвеевич похвалиться не может. Однако на его примере убеждаешься, что диплом о высшем образовании — это еще не все. Не один диплом делает человека музы кантом, артистом. Какие качества определяют Гуляева- дирижера? Высокая культура и требова тельность взыскательного художника, от личное знание возможностей всего коллек тива и каждого музыканта в отдельности. Вот что писал еще в 1951 году журнал «Со ветская музыка» после гастролей оркестра в Москве- «Были отмечены несомненные успехи в работе Новосибирского оркестра народных инструментов, большая исполни тельская культура этого ансамбля, высокое профессиональное мастерство его руководи теля И. Гуляева». Сорок два человека в оркестре. Люди самые разные. Одни начали свой творческий путь вместе с Гуляевым, другие —совсем: недавно. Характерно, что сегодня в оркест ре треть музыкантов с высшим образовани ем. Это благотворно сказалось на повыше нии исполнительской культуры коллектива, на звучании оркестра, но это создает и до полнительные трудности для дирижера. Д?,,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2