Сибирские огни № 04 - 1971
— Гостей съехалось много, а гостиница маленькая и вся забита,—полуизвиняясь, сказал он.—Жена ждет. Она в курсе дела. В коридоре квартиры Капишникова в углу грудой навалены чемоданы, саквояжи, портфели. — Это все гости, приехали на юбилей,— заметив мое удивление, пояснила супруга Николая Алексеевича.—Вот только что ушел Гуляев, удивительно, как вы с ним не столкнулись. В тот день я все время шла по следам Гуляева. А вот самого Ивана Матвеевича так и не смогла до самого вечера увидеть. Он попал в плотное окружение юных музыкантов. Один раз, приоткрыв двери школьного зала, я обнаружила, как примолкнувшие ребята вместе со своим новосибирским другом слу шали новые пленки, привезенные им в подарок. А вечером состоялся праздник. Это был удивительный юбилей, героиней которого по праву оказалась русская музыка. Многое в тот день явилось откровением для меня, но самым удивительным было слышать, как хорошо знают в Кузбассе Гуляёва. Высту пали гости из Новокузнецка и Кемерова, Белова и Прокопьевска, произносили теп лые слова в адрес виновников торжества и тут же вспоминали Гуляева: как он кому-то помог в трудную минуту, называли его уче ников, благодарили... Звание почетного гостя как-то не очень подходило к Гуляеву: держался он вовсе не как маститый мэтр, а как свой человек, близко к сердцу принимающий жизнь Мун- дыбашского оркестра. К нему запросто об ращались родители юных музыкантов, он с увлечением обсуждал с Капишниковым пла ны дальнейшей работы. Заразительно сме ялся. Хмурился. Возле него кипел водово рот людей. ¿ловом, он был здесь свой. Позднее я узнала, что в Мундыбаш Гу ляев приезжает не только для торжествен ного празднования очередной годовщины коллектива. И для ребят, да и для самого Капишникова, работа с Гуляевым—это своеобразная школа исполнительского ма стерства. А еще любят ребята, когда Иван Матвеевич рассказывает о ведущих коллек тивах страны, о замечательных музыкантах и дирижепах, знакомит с ними по магнито фонной записи и пластинкам. Вот и в этот приезд Иван Матвеевич собрал школьников вокруг себя для очередного «музыкального часа». Мне много раз до и после этой встречи приходилось наблюдать И. М. Гуляева в об щении с самыми разными людьми —с уча стниками самодеятельности, с музыкантами, со студентами, с многочисленными слуша телями — и в любой аудитории он чувство вал себя спокойно, везде он был в своей «тарелке», самим собой. Общительным. Ув леченным. Расположенным к людям. ^ все гда преданным одной любви — народной музыке. | То, что сделал Гуляев по пропаганде на родной музыки в Сибири, трудно переоце нить. Оркестр народных инструментов Но восибирского радио и телевидения, кото рым он руководит, знают далеко за преде лами области. Сегодня этот оркестр —одна из достопримечательностей Новосибирска. Здесь немало замечательных творческих коллективов, но совершенно особое место в жизни города занимает коллектив, кото рым руководит Гуляев. Не будем закрывать глаза на правду. Если симфоническая му зыка подчас не каждому доступна и понят на, то оркестр народных инструментов на ходит дорогу к сердцу любого. Музыку в исполнении этого коллектива с удовольст вием слушают ученые в Академгородке и хлеборобы на полевом стане, она своя и в концертном зале и в цехе завода — всем эта музыка поведает что-то свое, сокровенное, затронет какую-то струнку в душе, заставит о чем-то вспомнить, вздохнуть, чему-то улыбнуться. Сделает чище, добрее, сильнее, богаче. И в стремительном ритме современ ной жизни, в суматохе дел, забот —чистой, светлой нотой принесет нам привет и ласку России. Перекинет мостик от нашего про шлого к дню сегодняшнему. И куда бы ни стремились люди — в космос или в глубины морские —русская песня всегда с ними. Она так же вечна, как «Славное море, священ ный Байкал». В каком возрасте человек «находит» себя? Когда, в какой момент выбирает он свою единственную жизненную дорогу? На верное, у каждого это бывает по-своему. У Гуляева первая осмысленная встреча с музыкой произошла в далеком двадцатом году. Сколько утекло воды с тех пор, а он помнит тот летний день до мельчайших де талей. Помнит, как бежал по пыльным жар ким улицам старого Омска девятилетний мальчуган и вдруг — как споткнулся: услы шал из открытого окна музыку. В райкоме комсомола репетировал самодеятельный кружок народных инструментов. Помнит, как долго стоял под окном, зачарованно смотрел на музыкантов. Второе яркое воспоминание связано тоже с летними днями. В Омске в те же годы ра ботал духовой оркестр, которым дирижиро вал капельмейстер Алчебаев. Видимо, не плохой оркестр, т. к. в нем были фаготы и валторны. Ваня Гуляев был непременным посетителем всех концертов в городском саду, а приходя домой, запускал огромный старинный граммофон, ставил пластинку с записью симфонии Чайковского «1812 год» и начинал дирижировать. Как Алчебаев. Решающим для Гуляева стало знаком ство с отличным музыкантом Григорием Ев геньевичем Авксентьевым, создавшим в Ом ске первый великорусский оркестр, так тогда назывался оркестр народных инстру ментов. И в этот коллектив попал Ваня Гуляев. Это было ' великолепное, незабываемое, хотя и трудное время. Много сил отнимала учеба в оркестре — Григорий Евгеньевич 9 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2