Сибирские огни № 03 - 1971
психологизма», «срывания всех и всяческих масок», «живого человека» в литературе и т. д. Читая С Шешукова, невольно вспоми наешь глубокую мысль академика Н. И. Кон рада об эсте!Ическом накоплении, составля ющем «суть прогресса» в литературе. Кри тике. безусловно, принадлежит одно из пер вых мест в этом культурно историческом процессе,— она формирует художественное самосознание народа. Рапповской критике С. Шещуков посвящает немало страниц, из которых видно, как же далека была пос ледняя от подлинного накопления духовных ценностей Ни один сколько-нибудь круп ный советский художник не был оценен РАППом по достоинству, более того — под вер.алея нападкам и дискредитации. Так случилось с А. М Горьким, В. В. Маяков еким. А Н Толстым. М А Шолоховым, не говоря уже об Андрее Платонове, заслу жившем в 1931 году клеймо «кулацкого агента» за повесть «Впрок». Хорошо, что у исследователя достало мужества реабили тировать интересное произведение талант ливою писателя, равно как и его сатириче ский рассказ «Усомнившийся Макар», би чующий бюрократизм. Рапповские фанатики лишь на словах являлись авангардом в области теории. Когда же советские писатели действительно изображали живого человека (Горький, Шо лохов), действительно срывали все и всяче ские маски с мещан и бюрократов (Маяков ский, Платонов), действительно показывали людей новою общества с точки зрения углубленного психологизма (Толстой),— адепты чистого пролетарского искусства обнаруживали полное непонимание диалек тики литературного процесса. «Движущаяся эстетика» превращалась в эстетику мерт вую. Большое место занимают в книге теоре тические искания А. Фадеева, его деятель ность в ассоциации Отдавая должное за слугам автора «Разгрома» перед молодой советской литературой, С. Шешуков в то же время не снимает ответственности с люби мого писателя за многие допущенные ошиб ки в руководстве пролетарским литератур ным движением. Натура искренняя, увлека ющаяся, он, едва освободившись от какой либо догмы, попадал в плен другой; не успев раскаяться в одной ошибке, совершал следующую, снова каялся и снова ошибал ся. А Фадеев, как пишет С. Шешуков, хо тя и освободился «от груза рапповских оши бок» (стр. 351) и на Первый съезд писате лей пришел «обновленным», все же так и не смог окончательно преодолеть в себе рапповца. Приверженность к ограничитель ному доктринерскому схематизму роковым образом и прежде всего сказывалась в си стеме его критических воззрений на литера туру. Так, в письме 1935 года к П. Павлен ко находим следующее место: «Я прочел «Фиесту» Хемингуэя и «Смерть героя» Олдингтона. Обе книги очень талантливы, но первая лучше. Дело в том, что в обеих книгах герои не стоят пятака в базарный день и сами по себе дьявольски скучны. Но Олдингтон вьется вокруг них с саркастиче ской серьезностью образованного гимнази ста, а выдержать 354 страницы серьезной иронии, скепсиса... и еще вокруг дерьма, в сущности, очень трудно — скучно прежде всего. Что же касается Хемингуэя, то он без претензий, тихим голосом и довольно экономно сплетничает о своих героях, и, как всякая сплетня, это пооождает любо пытство, а когда твое любопытство удо влетворено, то видишь, что это не сплетня, в сущности, а такова жизнь «малых сих». А в общем, мне кажется, дай нам волю, мы могли бы писать так же» («Знамя». 1969 № 7). Приходится только сожалеть, что этот факт, тоже хорошо объясняющий психо логию неистовых ревнителей, отсутствует в книге С. Шешукова. Особо нужно отметить в ней ту линию, которая связана с именем А. К. Воронского. С. Шешуков много и интересно пишет о деятельности Воронского, боровшегося с «напостовским заезжательством», со всяко го рода вульгарно-социологическими тен денциями. Сказанное им подтверждает оцен- ку, данную редактору «Краевой нови» еще в 1927 году его современником П. С. Коганом: «Влюбленный в литературу, в талант и в ма стерство, он был их рыцарем в эти трудные • для искусства годы. Он так верил в вели кую миссию литературы, что защищал и ее «уклоны», опасаясь, чтобы слишком фана тические истребители уклонов не уничтожи ли самое литературу, не выплеснули вместе с водою и ребенка из ванны». Вместе с тем. в работе дается анализ зачастую противоре чивых и просто ошибочных представлений Воронского по ряду важнейших эстетиче ских проблем. Доброжелательно говорит С. Шешуков и о «Перевале». До сих пор еще жива тра диция трактовать эту литературную группу как чуждую, буржуазную по своему духу. Автор намеренно выписывает пространные декларации перевальских критиков с тем, чтобы показать: в них «нет ничего, что мог ло бы поставить их за грань советского ли тературоведения тех лет, отнести к бур жуазному лагерю» (стр. 269). Наконец, чрезвычайно важна заключи тельная часть книги, где впервые в нашей научной литературе рассказывается история возникновения термина «социалистический реализм», появившегося в результате встре чи специальной правительственной комис сии с представителями ВОАПГ1, РАПП и МОРП незадолго до первого пленума Орг комитета Союза советских писателей. Одно из главных достоинств моногра фии С. Шешукова —■ее объективность. Исследователь не считает нужным скрывать свои антипатии и тем более симпатии. Тон кого сарказма исполнены те, например, стра ницы, где даны характеристики Л. Аверба ха и В. Ермилова. Портрет Дм. Фурманова, чувствовавшего себя одиноко среди напо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2