Сибирские огни № 03 - 1971

Чтоб достигнуть удачи —расстанься с мечтой. Я расстаться не мог. Я родился на правом. Левый берег —пологий. а правый — крутой. Не будем ставить в упрек Г. Юрову слишком локальный характер образа,— для нас важно то. что предложенная им модель весьма удачно демонстрирует диалектиче­ ское единство противоположностей, города и деревни, заводов и тайги, прозы и поэзии, реалистического и романтического. Понача­ лу поэту казалось, что «берега» — «два смертельных врага», и поэт больше скло­ нялся к тому, на котором он родился, на котором — «деревня», «тайга», «мечта». С годами крен удалось выровнять. Ценой нелегкого жизненного опыта поэт пришел к заключению, что «берега» — «извечно два друга» и что человек лишь потому устойчи­ во стоит на земле, что под ногами у него эти «берега». Мелкие стихотворения, включенные в сборник, менее значительны. Именно они страдают, как уже отмечалось, определен­ ным налетом «молодежности». Здесь появ ляются еще традиционные «чудаки» роман­ тики, распевающие под гитару куплеты соб ственного сочинения, «на самом деле веря­ щие в чудеса», рисующие на стенах своих квартир бригантины с алыми парусами и т. п.,— все то, от чего в своих поэмах Г. Юров уже во многом отказался. Г. КАРПУНИН Николай Волокитин. Казачий луг. Рассказы. Красноярск, кн. изд., 1969. Сибиряк по рождению, журналист, рабо­ тающий в одном из крупных сел Краснояр­ ского края, Н. Волокитин хорошо знает Си­ бирь и в первом своем сборнике рассказов рисует ее щедрую природу, быт, нравы и душевное богатство обитателей казачьелуж- ской земли Из краткого вступления «От автора» мы узнаем, как 350 лет назад Казачий Луг был основан отважными русскими землепроход­ цами, принесшими в эти дикие места свою культуру Крепкие, трудолюбивые люди, преданные родной земле, выходили из это­ го села; за их решительность в борьбе про­ тив самодержавия село называли Красным Лугом. Герои рассказов Н. Волокитина— наши современники, люди разных поколений, тру­ дом рук своих охраняющие красоту род­ ной земли. Таков Прокопий Петрович, ра­ ботник леспромхоза Он любит природу и труд, отзывчив и бескорыстен. Самую боль­ шую любовь свою — к Родине — он доказал тем, что «дошел до Польши и имеет орден». Как святыню, хранит часы умершего на его руках фронтового командира. Сын Проко­ пия Петровича погиб на войне, жена умер­ ла, дочь уехала с мужем. И одинокий ста­ рик находит отраду в общении с природой (он отличный рыбак и охотник) и с сельча­ нами, не только делится с молодежью сво­ им опытом, но раздает соседям и знакомым дары природы, вынесенные им из тайги. Образ старого, житейски-мудрого охотники выписан в рассказе живо и убедительно. Знанием природы и душевной щедрость; > отличаются и другие «лесные люди» — ге­ рои Н. Волокитина. Потомкам древних землепроходцев свой­ ственны настойчивость и упорство. Работ­ ник леспромхоза Николай Стариков пять раз пытаете^ поступить в мореходное учи­ лище, не проходит по состоянию здоровья и все-таки не оставляет своей мечты. А сколь­ ко труда затратили лучший колхозный ме­ ханизатор Сальников и девятиклассник Кешка на ремонт уже списанного комбайна, который отлично работал на уборке хлеба! Таежные люди не только влюблены на­ веки в красоту дремучей тай. и. |усштрчв- ных лугов, чистых рек. Они много думают и об охране природы. Молодой лесник Яков Черных «дополняет» красоту речки Синю­ хи своим голубым домом с узорчатыми на личниками, по-хозяйски готовит места под лесопосадки, превращает глухой пущыри в парк, а гнилое болото — в серебристый плес, дающий приют рыбе и дичи. И каж­ дая задумка его находит живой отклик у земляков. Отрицательных персонажей в книге поч­ ти нет. Светлые оптимистические тона окра­ шивают большинство рассказов Н. Волоки­ тина Озаренным светом новой жизни, но­ вых человеческих отношений предо, ап на страницах книги современное колхозное се­ ло. Само солнце словно бы любит подольше задержаться на его новых крышах. Густе­ ют сумерки, а здесь еще светло. «Тени от кедрачей не доходят туда, и окна, и шифер­ ные крыши домов горят ярким, предзакат­ ным огнем, бросая малиновые блики на вы­ сокие тополя, на пыльную дорогу, на мост через Синюху. Светлым, лучезарным пред­ стает в этот час село...» Молодой автор умеет броско нарисовать картины природы в разные времена года. Так, запоминается его описание зимы, ког­ да дни стоят «тихие, прозрачные и обжи- гаюшие-студеные, как родниковая вода», а вечернее небо осыпают «крупные, ярко ко­ лючие звезды». Удается рассказчику и пор­ трет действующего лица. Вот как выглядит дед Пронька. «Невысокий, большеглазый, кряжисто угловатый, он чем-то напоминал мне приземистый кедр, что одиноко рог возле нашей деревни на бугре. Подумалось такого и ураганом с ног не свалить. Лицо скуластое, обветренное, грубое, а вот гла­ за... Глаза теплые, голубые, мягкие и довер­ чивые». Нередко двумя-тремя словами соз­ дается запоминающийся художественный образ’ «плечи валуны», кони «стали пить из речки луну», «мраморная неподвижность звездного неба...». Не все еще одинаково удачно и равно­ ценно в первой книге молодого автора. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2