Сибирские огни № 03 - 1971
Чтоб достигнуть удачи —расстанься с мечтой. Я расстаться не мог. Я родился на правом. Левый берег —пологий. а правый — крутой. Не будем ставить в упрек Г. Юрову слишком локальный характер образа,— для нас важно то. что предложенная им модель весьма удачно демонстрирует диалектиче ское единство противоположностей, города и деревни, заводов и тайги, прозы и поэзии, реалистического и романтического. Понача лу поэту казалось, что «берега» — «два смертельных врага», и поэт больше скло нялся к тому, на котором он родился, на котором — «деревня», «тайга», «мечта». С годами крен удалось выровнять. Ценой нелегкого жизненного опыта поэт пришел к заключению, что «берега» — «извечно два друга» и что человек лишь потому устойчи во стоит на земле, что под ногами у него эти «берега». Мелкие стихотворения, включенные в сборник, менее значительны. Именно они страдают, как уже отмечалось, определен ным налетом «молодежности». Здесь появ ляются еще традиционные «чудаки» роман тики, распевающие под гитару куплеты соб ственного сочинения, «на самом деле веря щие в чудеса», рисующие на стенах своих квартир бригантины с алыми парусами и т. п.,— все то, от чего в своих поэмах Г. Юров уже во многом отказался. Г. КАРПУНИН Николай Волокитин. Казачий луг. Рассказы. Красноярск, кн. изд., 1969. Сибиряк по рождению, журналист, рабо тающий в одном из крупных сел Краснояр ского края, Н. Волокитин хорошо знает Си бирь и в первом своем сборнике рассказов рисует ее щедрую природу, быт, нравы и душевное богатство обитателей казачьелуж- ской земли Из краткого вступления «От автора» мы узнаем, как 350 лет назад Казачий Луг был основан отважными русскими землепроход цами, принесшими в эти дикие места свою культуру Крепкие, трудолюбивые люди, преданные родной земле, выходили из это го села; за их решительность в борьбе про тив самодержавия село называли Красным Лугом. Герои рассказов Н. Волокитина— наши современники, люди разных поколений, тру дом рук своих охраняющие красоту род ной земли. Таков Прокопий Петрович, ра ботник леспромхоза Он любит природу и труд, отзывчив и бескорыстен. Самую боль шую любовь свою — к Родине — он доказал тем, что «дошел до Польши и имеет орден». Как святыню, хранит часы умершего на его руках фронтового командира. Сын Проко пия Петровича погиб на войне, жена умер ла, дочь уехала с мужем. И одинокий ста рик находит отраду в общении с природой (он отличный рыбак и охотник) и с сельча нами, не только делится с молодежью сво им опытом, но раздает соседям и знакомым дары природы, вынесенные им из тайги. Образ старого, житейски-мудрого охотники выписан в рассказе живо и убедительно. Знанием природы и душевной щедрость; > отличаются и другие «лесные люди» — ге рои Н. Волокитина. Потомкам древних землепроходцев свой ственны настойчивость и упорство. Работ ник леспромхоза Николай Стариков пять раз пытаете^ поступить в мореходное учи лище, не проходит по состоянию здоровья и все-таки не оставляет своей мечты. А сколь ко труда затратили лучший колхозный ме ханизатор Сальников и девятиклассник Кешка на ремонт уже списанного комбайна, который отлично работал на уборке хлеба! Таежные люди не только влюблены на веки в красоту дремучей тай. и. |усштрчв- ных лугов, чистых рек. Они много думают и об охране природы. Молодой лесник Яков Черных «дополняет» красоту речки Синю хи своим голубым домом с узорчатыми на личниками, по-хозяйски готовит места под лесопосадки, превращает глухой пущыри в парк, а гнилое болото — в серебристый плес, дающий приют рыбе и дичи. И каж дая задумка его находит живой отклик у земляков. Отрицательных персонажей в книге поч ти нет. Светлые оптимистические тона окра шивают большинство рассказов Н. Волоки тина Озаренным светом новой жизни, но вых человеческих отношений предо, ап на страницах книги современное колхозное се ло. Само солнце словно бы любит подольше задержаться на его новых крышах. Густе ют сумерки, а здесь еще светло. «Тени от кедрачей не доходят туда, и окна, и шифер ные крыши домов горят ярким, предзакат ным огнем, бросая малиновые блики на вы сокие тополя, на пыльную дорогу, на мост через Синюху. Светлым, лучезарным пред стает в этот час село...» Молодой автор умеет броско нарисовать картины природы в разные времена года. Так, запоминается его описание зимы, ког да дни стоят «тихие, прозрачные и обжи- гаюшие-студеные, как родниковая вода», а вечернее небо осыпают «крупные, ярко ко лючие звезды». Удается рассказчику и пор трет действующего лица. Вот как выглядит дед Пронька. «Невысокий, большеглазый, кряжисто угловатый, он чем-то напоминал мне приземистый кедр, что одиноко рог возле нашей деревни на бугре. Подумалось такого и ураганом с ног не свалить. Лицо скуластое, обветренное, грубое, а вот гла за... Глаза теплые, голубые, мягкие и довер чивые». Нередко двумя-тремя словами соз дается запоминающийся художественный образ’ «плечи валуны», кони «стали пить из речки луну», «мраморная неподвижность звездного неба...». Не все еще одинаково удачно и равно ценно в первой книге молодого автора. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2