Сибирские огни № 03 - 1971
У книжной Иван Катаев. Под чистыми звездами. По вести. Рассказы. Очерки. М„ «Сов. Россия», 1969. Литературная деятельность И. Катаева продолжалась всего десять лет, сбор ник «Пол чистыми звездами» почти полностью исчерпывает его творчество, не сущее живой и, главное, художественно не меркнущий свет начальных лет революции — гражданской войны и первых пятилеток Опубликованная в 1928 году повесть И Ка таева «Сердце» была единодушно отмечена критикой как выдающееся явление совет ской литературы Следующая повесть — «Поэт» — подтвердила успех молодого писа теля (хотя в художественном отношении и уступала «Сердцу») Обе повести были не разрывно связаны с современностью И Ка таев как бы продолжал в них дело Дм Фурманова, так обидно рано ушедшего из жизни и не успевшего воспеть, наряду с героической войной, и героический мир. Герой «Сердца» - большевик-кооператор Журавлев, волнующе живой человек, глу бокая и сложная личность, с богатейшим духовным миром, со всеми человеческими радостями и страданиями, с горячей убеж денностью в то, что он живет — и умирает — для блага людей В лице Журавлева совет ская литература обрела один из первообра зов^ нового человека, рожденного револю цией и смотрящего в коммунистическое бу дущее не отвлеченно и умозрительно, а практически, через свои мысли, поступки и дела «Сердце» определило И. Катаева как та лантливого и оригинального писателя гума ниста глубоко вторгающегося в жизнь. Сам писатель характеризовал свое художествен ное мировоззрение как мировоззрение, «ко торое ставит в центре своем полноценного и полнокровного человека, входящего всем арсеналом чувств, в том числе и чувством социальной ненависти» ( « И с к у с с т в о на поро ге социализма») Подобный «полноценный и полноправ ный» человек населяет и все последующие произведения И. Катаева, проникнутые все той же благодатной и теплой струей гума низма, любовью (а иногда и ненавистью) к своим современникам, романтической меч той о всечеловеческом счастье, явленном, как реальная предпосылка, в молниях и гуле Октября. Поэтически высокая тема гражданской вбйны, нераздельно слитая с темой социа листического строительства, проходит почти через все творчество И. Катаева. Однако И. Катаева никак нельзя считать писателем одной темы,— его тематический охват довольно широк и разносторонен Он с одинаковым сердечным теплом зарисовы вает и приехавших из провинции в го род первых совпартшкольниц («Зернистый снег»), и городские общежития («В одной комнате»), и похороны старика рабочего Саввы Пантелеева («Ленинградское шоссе»), и московские «Хамовники» — великолепную прелюдию к ненаписанной, к сожалению, по вести, которую должны были осенять два исторических образа— Льва Толстого и Петра Кропоткина И. Катаев всю свою короткую жизнь упорно и настойчиво учился, овладевал, по мере сил и возможностей,’ высотами миро вой культуры и обладал глубоким и тонким чувством историка «Писателю революции,— говорил он,— нужно знать прошлое, любить настоящее и думать о будущем» («Искусст во на пороге социализма») И. Катаев — подлинный певец города, точнее — Москвы, душой и сердцем познав ший ее поэзию, но отнюдь н е , «урбанист»; город для него — не триумф техники а не что самобытно органическое: «городские твердыни, вознесенные высоко и на долгие десятилетня,—это уже природа Как гудя щие вершины тайги, как сверкающие ледни ки горных хребтов» («Сердце»), Но, будучи писателем горожанином, Катаев одновремен но глубоко чувствовал и понимал деревню, и в его деревенских рассказах и повестях («Молоко», «Встреча») выступают те же живые и самобытные люди, для них харак терен гот же вполне естественный диалог и дорог такой же. как и городской, плени тельный и яркий пейзаж И. Катаев законно и справедливо считал себя русским писателем, глубочайшими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2