Сибирские огни № 03 - 1971

У книжной Иван Катаев. Под чистыми звездами. По­ вести. Рассказы. Очерки. М„ «Сов. Россия», 1969. Литературная деятельность И. Катаева продолжалась всего десять лет, сбор ник «Пол чистыми звездами» почти полностью исчерпывает его творчество, не сущее живой и, главное, художественно не меркнущий свет начальных лет революции — гражданской войны и первых пятилеток Опубликованная в 1928 году повесть И Ка­ таева «Сердце» была единодушно отмечена критикой как выдающееся явление совет ской литературы Следующая повесть — «Поэт» — подтвердила успех молодого писа теля (хотя в художественном отношении и уступала «Сердцу») Обе повести были не разрывно связаны с современностью И Ка таев как бы продолжал в них дело Дм Фурманова, так обидно рано ушедшего из жизни и не успевшего воспеть, наряду с героической войной, и героический мир. Герой «Сердца» - большевик-кооператор Журавлев, волнующе живой человек, глу бокая и сложная личность, с богатейшим духовным миром, со всеми человеческими радостями и страданиями, с горячей убеж денностью в то, что он живет — и умирает — для блага людей В лице Журавлева совет ская литература обрела один из первообра зов^ нового человека, рожденного револю­ цией и смотрящего в коммунистическое бу­ дущее не отвлеченно и умозрительно, а практически, через свои мысли, поступки и дела «Сердце» определило И. Катаева как та лантливого и оригинального писателя гума­ ниста глубоко вторгающегося в жизнь. Сам писатель характеризовал свое художествен ное мировоззрение как мировоззрение, «ко­ торое ставит в центре своем полноценного и полнокровного человека, входящего всем арсеналом чувств, в том числе и чувством социальной ненависти» ( « И с к у с с т в о на поро­ ге социализма») Подобный «полноценный и полноправ ный» человек населяет и все последующие произведения И. Катаева, проникнутые все той же благодатной и теплой струей гума­ низма, любовью (а иногда и ненавистью) к своим современникам, романтической меч­ той о всечеловеческом счастье, явленном, как реальная предпосылка, в молниях и гуле Октября. Поэтически высокая тема гражданской вбйны, нераздельно слитая с темой социа­ листического строительства, проходит почти через все творчество И. Катаева. Однако И. Катаева никак нельзя считать писателем одной темы,— его тематический охват довольно широк и разносторонен Он с одинаковым сердечным теплом зарисовы­ вает и приехавших из провинции в го­ род первых совпартшкольниц («Зернистый снег»), и городские общежития («В одной комнате»), и похороны старика рабочего Саввы Пантелеева («Ленинградское шоссе»), и московские «Хамовники» — великолепную прелюдию к ненаписанной, к сожалению, по­ вести, которую должны были осенять два исторических образа— Льва Толстого и Петра Кропоткина И. Катаев всю свою короткую жизнь упорно и настойчиво учился, овладевал, по мере сил и возможностей,’ высотами миро­ вой культуры и обладал глубоким и тонким чувством историка «Писателю революции,— говорил он,— нужно знать прошлое, любить настоящее и думать о будущем» («Искусст­ во на пороге социализма») И. Катаев — подлинный певец города, точнее — Москвы, душой и сердцем познав­ ший ее поэзию, но отнюдь н е , «урбанист»; город для него — не триумф техники а не­ что самобытно органическое: «городские твердыни, вознесенные высоко и на долгие десятилетня,—это уже природа Как гудя­ щие вершины тайги, как сверкающие ледни­ ки горных хребтов» («Сердце»), Но, будучи писателем горожанином, Катаев одновремен­ но глубоко чувствовал и понимал деревню, и в его деревенских рассказах и повестях («Молоко», «Встреча») выступают те же живые и самобытные люди, для них харак­ терен гот же вполне естественный диалог и дорог такой же. как и городской, плени­ тельный и яркий пейзаж И. Катаев законно и справедливо считал себя русским писателем, глубочайшими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2