Сибирские огни № 03 - 1971

эта до Сибири так и не дошла, и во всех документах его называли просто «мастером живописи». Еще три года путешествует Петров по горным заводам Сибири, когда на имя Вера (начальника Колыванских заводов) приходит указ «Государь Император высо­ чайше повелеть изволил отправленному в Сибирския губернии для снятия видов с тамошних горных заводов гиттен фервалтеру Петрову послать из Кабинета в на­ граждение единовременно тысячу рублей и притом потребовать от него сведения, когда он надеется кончить сделанное ему поручение»1. В ответ следует рапорт Петрова на имя Вера- «...путешествуя по заводам Кам­ ским, Пермским, Гороблагодатским, Екатеринбургским, Колывановоскресенским и Нерчинским, а также и рудникам, к оным принадлежащим, я занимался доныне в обла­ стях только последних, Колывалзовоскресемских и Нерчинских. Естественное положе­ ние сих заводов и рудников, изобильных местами картинными, отдаленность одного места от другого и желание оправдать в производстве работ сделанную мне доверен­ ность были причинами, препятствовавшими ускорению выполнения сего поручения. Несколько означенных видов отправлены в Санктпетербург... Ныне я занимаюсь со­ вершенною отделкою вида внутренности заводской и плавиленных печей с костюмами мастеров и прочим употребительным при плавке руд. вместе с оным окончу вид дерев­ ни Верхбухтарминской, которая лежит в горах Алтайских и в которой жительствуют так называемые ясашные крестьяне, по Всемилостивейшему манифесту из разных беглых в сие состояние поступившие. Донеся о сем приемлю смелость. Ваше высоко­ родие, просить о дозволении мне по окончании производимых мною двух видов отправиться из Колыванских заводов в Петербург для представления всех моих работ и для объяснения об окончании возложенного на меня поручения Майя 1-го дня 1809 года. Барнаул»1 2 Большинство из упоминающихся в рапорте рисунков находится в фонде рисунка ГРМ. Среди них особенно интересен «Вид внутренности заводской и плавиленных пе­ чей с костюмами мастеров». К сожалению, от не окончен На большом листе графит­ ным карандашом изображена композиция интерьера плавильного Барнаульского за­ вода, на переднем плане — группа горных чиновников и мастеров в треуголках и сюр­ туках, за ними — печи с вырывающимся из них пламенем и дымом, рабочие с корзи­ нами на головах загружают печи углем и рудой. В Московском Литературном архиве есть эскиз этих же печей, выполненный Петровым маслом на картоне. Эскиз снабжен надписью: «В барнаульском заводе с натуры писанные плавильные печи и горн. Сентября 1809 года Петров». Работа эга очень тонкая в колористическом 0 1 ношении, и можно только пожалеть, что она не была завершена художником Ведь эго первое, без прикрас, изображение жизни рабочих. Очень интересны листы с изображениями Нерчинских заводов, тех самых, на ко­ торых через 18 лег томились декабристы Часто на полях рисунка художник делает надписи о местоположении завода, о температуре воздуха, о высоте горных вершин, тщательно фиксируя все, что привлекает его, спешит завершить множество работ. Уже полностью закончена большая панорама города Барнаула, при взгляде на которую как бы с птичьего полета видишь расположенный у Оби город с подробным наимено­ ванием всех важных учреждений горной конторы, но много рисунков еше не окончено. 8 августа 1809 года приходит указ о тоом, что на приезд В П Петрова в Петер­ бург «...Его Императорское величество изъявил Высочайшее соизволение»3. А 14 марта 1810 года дворовые люди В П Петрова Гаврила Балашников и Офи- мия Матвеева сообщили в барнаульскую полицию, что их хозяин исчез. Полиция на­ чала розыски, к дому был приставлен солдат, и чиновники горного ведомства спешно стали (.оставлять подробные описи всем рисункам, документам и личным вещам ху­ дожника Вечером того же дня было найдено тело В. П. Петрова. Он окончил жизнь само­ убийством, бросившись в колодец. Кроме личных вешей. книг, коллекций минералов, у художника было большое соб­ рание эстампов. Более 400 листов гравюр западноевропейских мастеров и русских гра­ веров собрал он за свою жизнь. Собрание эстампов путешествовало вместе с ним, в гравюрах черпал он вдохновение, находясь 10 лет в далекой Сибири. В своем посмерт­ ном письме В, П. Петров писал: « Известно, что ка* автору нужна хотя порядочная библиотека, так для художника собрание эстамп- в, которые могут очень быть полезны для здешних учеников..,»4. Художник завешал в этом письме всю коллекцию гравюр местным ученикам, а 1 Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано Воскресенского горного начальства. Ф. 1. <>п. 2. Ех. 37.3, л. 114. ! Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано Воскресенского горного начальства. Ф. Г, оп. 2. Ех. 17). л. 120. 3 Алтайский краевой архив. Ф. I, оп 2. Ех. 273. л. 122. 4 Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства. Ф. (, оп. 2, Ех. 373. лл. 143—144.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2