Сибирские огни № 03 - 1971
эта до Сибири так и не дошла, и во всех документах его называли просто «мастером живописи». Еще три года путешествует Петров по горным заводам Сибири, когда на имя Вера (начальника Колыванских заводов) приходит указ «Государь Император высо чайше повелеть изволил отправленному в Сибирския губернии для снятия видов с тамошних горных заводов гиттен фервалтеру Петрову послать из Кабинета в на граждение единовременно тысячу рублей и притом потребовать от него сведения, когда он надеется кончить сделанное ему поручение»1. В ответ следует рапорт Петрова на имя Вера- «...путешествуя по заводам Кам ским, Пермским, Гороблагодатским, Екатеринбургским, Колывановоскресенским и Нерчинским, а также и рудникам, к оным принадлежащим, я занимался доныне в обла стях только последних, Колывалзовоскресемских и Нерчинских. Естественное положе ние сих заводов и рудников, изобильных местами картинными, отдаленность одного места от другого и желание оправдать в производстве работ сделанную мне доверен ность были причинами, препятствовавшими ускорению выполнения сего поручения. Несколько означенных видов отправлены в Санктпетербург... Ныне я занимаюсь со вершенною отделкою вида внутренности заводской и плавиленных печей с костюмами мастеров и прочим употребительным при плавке руд. вместе с оным окончу вид дерев ни Верхбухтарминской, которая лежит в горах Алтайских и в которой жительствуют так называемые ясашные крестьяне, по Всемилостивейшему манифесту из разных беглых в сие состояние поступившие. Донеся о сем приемлю смелость. Ваше высоко родие, просить о дозволении мне по окончании производимых мною двух видов отправиться из Колыванских заводов в Петербург для представления всех моих работ и для объяснения об окончании возложенного на меня поручения Майя 1-го дня 1809 года. Барнаул»1 2 Большинство из упоминающихся в рапорте рисунков находится в фонде рисунка ГРМ. Среди них особенно интересен «Вид внутренности заводской и плавиленных пе чей с костюмами мастеров». К сожалению, от не окончен На большом листе графит ным карандашом изображена композиция интерьера плавильного Барнаульского за вода, на переднем плане — группа горных чиновников и мастеров в треуголках и сюр туках, за ними — печи с вырывающимся из них пламенем и дымом, рабочие с корзи нами на головах загружают печи углем и рудой. В Московском Литературном архиве есть эскиз этих же печей, выполненный Петровым маслом на картоне. Эскиз снабжен надписью: «В барнаульском заводе с натуры писанные плавильные печи и горн. Сентября 1809 года Петров». Работа эга очень тонкая в колористическом 0 1 ношении, и можно только пожалеть, что она не была завершена художником Ведь эго первое, без прикрас, изображение жизни рабочих. Очень интересны листы с изображениями Нерчинских заводов, тех самых, на ко торых через 18 лег томились декабристы Часто на полях рисунка художник делает надписи о местоположении завода, о температуре воздуха, о высоте горных вершин, тщательно фиксируя все, что привлекает его, спешит завершить множество работ. Уже полностью закончена большая панорама города Барнаула, при взгляде на которую как бы с птичьего полета видишь расположенный у Оби город с подробным наимено ванием всех важных учреждений горной конторы, но много рисунков еше не окончено. 8 августа 1809 года приходит указ о тоом, что на приезд В П Петрова в Петер бург «...Его Императорское величество изъявил Высочайшее соизволение»3. А 14 марта 1810 года дворовые люди В П Петрова Гаврила Балашников и Офи- мия Матвеева сообщили в барнаульскую полицию, что их хозяин исчез. Полиция на чала розыски, к дому был приставлен солдат, и чиновники горного ведомства спешно стали (.оставлять подробные описи всем рисункам, документам и личным вещам ху дожника Вечером того же дня было найдено тело В. П. Петрова. Он окончил жизнь само убийством, бросившись в колодец. Кроме личных вешей. книг, коллекций минералов, у художника было большое соб рание эстампов. Более 400 листов гравюр западноевропейских мастеров и русских гра веров собрал он за свою жизнь. Собрание эстампов путешествовало вместе с ним, в гравюрах черпал он вдохновение, находясь 10 лет в далекой Сибири. В своем посмерт ном письме В, П. Петров писал: « Известно, что ка* автору нужна хотя порядочная библиотека, так для художника собрание эстамп- в, которые могут очень быть полезны для здешних учеников..,»4. Художник завешал в этом письме всю коллекцию гравюр местным ученикам, а 1 Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано Воскресенского горного начальства. Ф. 1. <>п. 2. Ех. 37.3, л. 114. ! Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано Воскресенского горного начальства. Ф. Г, оп. 2. Ех. 17). л. 120. 3 Алтайский краевой архив. Ф. I, оп 2. Ех. 273. л. 122. 4 Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства. Ф. (, оп. 2, Ех. 373. лл. 143—144.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2