Сибирские огни № 03 - 1971
Подтверждение изложенным сведениям находим мы и в послужном списке извест ного пейзажиста Ф. Я. Алексеева, где он называет себя учителем В. П. Петрова. «По возвращении в Россию определился я в императорскую театральную Дирекцию... в коей находился почти семь лет Оказал успехи, и один из учеников моих сделан был академиком — Петров, которого лично знал Его Величество Александр Павлович, и послан он от кабинета для снятия видов с заводов в Сибири»1. Итак, в 1801 г. Петров выехал из Петербурга в Барнаул. Около десяти лет про жил он в Сибири. Отсюда совершил большие путешествия: в 1802 г.— в Бухтарму, Ульбу, Убу и по Иртышу до Семипалатинска; в 1803— 1804 гг — в Забайкалье; в’ 1806 г,— по Чарышу и Коксе на Катунь. Необъятные просторы Сибири, грандиозные Алтайские горы, могучие горные потоки, неповторимэя красота озер, альпийских высокогорных лугов и непроходимой тайги покорили художника. Верхом или в лодке, окруженный несколькими учениками и солдатами, помогавшими переносить и перевозить снаряжение, он объездил самые отдаленные уголки Сибири, непрестанно зарисовывая все, что было вокруг. Поражает огромный круг интересов художника: виды горных заводов с домиш ками поселений, лепящимися вокруг них, заброшенные шахты и сбросы отработанной породы, водовыливательные машины, горные панорамы, костюмы алтайцев, плавиль ные печи, породы деревьев, солдаты, чиновники, весь люд, который трудился на этих заводах,— всего не перечесть, что он нарисовал. В Государственном Русском музее находится более 100 рисунков и акварелей В. П. Петрова, относящихся к этому вре мени. Около 38 листов из этой же серии находится в Московском Литературном архиве. Рисунки — разные по размеру, от маленьких (в полтетрадного листа) до очень крупных, размером 30V50 см и даже 50X100 см. Они отличаются от тех работ, ко торые делал В П. Петров в Петербурге. Стремясь передать величие и красоту Сиби ри и Горного Алтая, художник прибегает к панорамному изображению. Сложные условия работы с натуры в зной и холод, во врейя утомительных переездов и пере прав диктуют наиболее экономный прием рисунка — пером с легкой подцветкой аква релью. При этом художник вырабатывает особую манеру тонкого виртуозного рисо вания. очень красиво передает складки, отроги и трещины гор, листву деревьев, стаф фаж. С этой несколько декоративно-узорчатой, но в то же время реалистической трактовкой очень хорошо гармонирует подцветка акварелью в полутонах. В 1805 г. В. П Петров отсылает в Петербург два больших рисунка, как бы отчи тываясь о проделанной работе После этого в канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства поступает указ царского кабинета «О пожаловании Петрову звания гиттен-фервалтера и жалования 1200 рублей в год»?. «..И сверх того объявлено бы ему, что присланныя от него два вида — один риддерского рудника, другой пещерам близ бухтарминской крепости, находящимся с ситуациею и описанием,— получены бы ли и представлены его Императорскому Величеству»1 2 3. Когда перечитываешь переписку художника с директором Колывано-Воскресен- ских заводов то, наряду ( просьбами о пересылке бумаги, карандашей, о снаряже нии и лошадях, постоянно встречаешь просьбы к начальству как-либо отличить его учеников деньгами или одобрением. По личным письмам Василий Петрович представ ляется человеком добрым, мягким, легко ранимым. Отлично понимая, какой гигантский труд на него возложен, художник писал пре зиденту Академии Художеств графу А Строганову: «Здесь начал я мои работы и занимался ими по разным местам Белков, чем ближе к Китайской границе, тем более возвышавшихся. Потом продолжал свои занятия по рекам Бухтарме и Иртышу до Семипалатной, а кончил Змеевом. В 45 ясных дней, бывших во все продолжение мое го странствия, я снял с натуры 25 видов. Видов красивейших и величественных здесь столь много, что для снятия и отделки их целой жизни недостаточно»4. В 1803 г в стенах Академии Художеств произошло важное для художника собы тие. «К пользе и славе России учрежденная и августейшим императором Александром Первым покровительствуемая Санктпетербургекая императорская Академия Худо жеств властию ей от самодержца данного за оказанное усердие и познание в ланд шафтном художестве господина Василья Петровича Петрова общим во избрании согласием признает и почитает Академиком своего Академическо-о Собрания, с тем правом и преимуществом, каково званию сему в Установлении Академии предписано»5. Но Василий Петрович так и не узнал об этом событии. Причину установить не удалось Подлинник диплома на звание академика хранится в ЦГИАЛ. Копии же с него или какого-либо упоминания в письмах и личных бумагах художника нет. Весть 1 ЦГИАЛ, ф. 789. оп. 1, 4. 1 Ех. 720, л 6 2 Алтайский краевой архив. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства. Фонд 1. оп. 2. Ех. 373, л. 92. 3 Алтайс. >г краевой архив. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства. Фонд 1, оп 2. Ех. 373, л. 93. _ П А Пе ров Сборник материалов для истории. Императорской, Петербургской Академии Художеств за 100 лет ее существования. СПБ, 1864—1866 гг., т. 1, стр. 582—584. ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 1, д. 1900, л. 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2