Сибирские огни № 03 - 1971
ностях критика, предпочитая им роль адво ката. Вероятно, как раз отсюда идет излишне апологетическое, чрезмерно восторженное отношение исследователя ко всему творче ству Лаврентьева в целом, ведущее, может быть, к неосознаваемому, но вполне опре деленному снижению художественных кри териев, завышению иногда критических опенок. Все четыре книжечки литературных порт ретов сибирских литераторов написаны и увлеченно и живо, в основном добротным русским языком. Лишь изредка в них встре тишь незначительные стилистические срывы К примеру, Ю. Мостков пишет о героине рассказа А Иванова «Алкины песни»: «Она не боится сломя голову мчать на незануз- данной лошади в ночную темь...» Но «мчать» можно кого-то, сам же человек может не «мчать», а все-таки «мчаться». Наконец, правильнее, наверное, было бы сказать вме сто «незанузданная» — «невзнузданная». У А. Никулькова нет-нет да и прорвутся сом нительные неологизмы вроде какого-то «про мелька»: «В каждом промельке... поэт пыт ливо ищет пути сближения людей...» Он же любит и сибирское просторечие типа «За последние годы критика всяко называла Мартынова. » Л. Баландин пишет: «...Пьеса- инвектива буржуазным правопорядкам», хо тя инвектива не гимн, не ода, не панегирик. Наверное, все-таки лучше было бы сказать: инвектива на буржуазные правопорядки или направленная против буржуазных правопо- рядков. Есть в книге Л Баландина и вкрав шиеся неточности В частности, на странице 5-й сообщается, что Б Ромашов впервые познакомился с творчеством В. Лаврентьева в 1961 году, а приведенная тут же цитата Ромашова об этом знакомстве датирована 1956 годом. И все же это мелочи, хотя, быть может, и досадные. Главное в другом: авторы сде лали приятный подарок любителям хоро шей литературы, которые получили первые пока в нашей критике книги о таких своеоб разных, таких непохожих художниках слова, как Леонид Мартынов и Анатолий Иванов, Илья Лавров и Виктор Лаврентьев А ведь это обстоятельство тоже имеет немаловаж ное значение, ибо первый опыт всегда труден и всегда почетен Хочется верить, что в неда леком будущем мы получим такие же инте ресные и с любовью сделанные литературные портреты Владимира Зазубрина и Конд татия Урманова, Сергея Маркова и Исаака Гольд берга. Феоктиста Березовского и Георгия Гре бенщикова, Саввы Кожевникова, да и других талантливых литераторов Сибири старшего и среднего поколений, живых и умерших, о ко торых мы. в сущности, еше так мало знаем и которые, конечно же. заслуживают того, чтобы о них были написаны умные, талант ливые и притом первые книги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2